Об этом говорится в расследовании The New York Times.
«В этом месяце Nokia заявила, что прекратит продажи в России, и осудила вторжение в Украину. Но финская компания не упомянула, что оставляет после себя: оборудование и программное обеспечение, соединяющее самый мощный правительственный инструмент цифрового наблюдения с крупнейшей в стране телекоммуникационной сетью», – говорится в статье.
Главная разведывательная служба России, ФСБ, использует систему оперативно-розыскной деятельности, или СОРД, для прослушивания телефонных разговоров, перехвата электронных и текстовых сообщений, а также отслеживания других интернет-коммуникаций.
Согласно документам компании, полученным The New York Times, более пяти лет Nokia предоставляла оборудование и услуги для подключения СОРД к крупнейшему российскому оператору связи МТС.
Хотя Nokia не производит технологии для перехвата сообщений, в документах описывается, как она работала с российскими государственными компаниями по планированию, оптимизации и устранению неполадок подключения системы СОРД к сети МТС.
Документы, охватывающие период с 2008 по 2017 год, показывают, что Nokia знала, что запускает российскую систему шпионажа.
В Nokia, не оспаривавшей подлинность документов, заявили, что следуют международным стандартам, используемым многими поставщиками основного сетевого оборудования, используемого для государственной слежки.
Компания призвала правительства установить более четкие экспортные правила в отношении того, где можно продавать технологии, и заявила, что «безоговорочно осуждает» вторжение России в Украину.