Рязань. Роддом №1, душевая.
Россия может быть очень щедрой, когда речь идет о поддержке сателлитов – небольших непризнанных или полупризнанных государственных образований (statelets) на пространстве бывшего СССР. Даже в начале 1990-х годов, когда России пришлось бороться за сохранение собственной целостности, Кремль нашел время и деньги для того, чтобы поддержать Абхазию и Южную Осетию, отколовшиеся от Грузии, и Приднестровье, которое провозгласило независимость от Молдавии. Со временем масштабы этой поддержки росли, равно как и число спорных территорий, которым РФ оказывала помощь. Stratfor решил подсчитать, во сколько финансирование квази-государств обходится сегодня.
К получателям помощи – Южной Осетии, Абхазии и Приднестровью – добавились непризнанные Донецкая и Луганская республики. Вдобавок Россия взяла на себя финансирование присоединенного Крыма с населением в 2 млн человек.
По оценкам Stratfor, ежегодная поддержка Абхазии со стороны РФ составляет около $300 млн, еще по $100 млн тратится на Южную Осетию и Приднестровье. За счет этого финансируются расходы местных бюджетов, выплачиваются пенсии и так далее (поддержка этим не ограничивается – так, Приднестровье годами фактически бесплатно получало от России газ, накопив задолженность в несколько миллиардов долларов).
К этому исследлвательское агенство добавляет по меньшей мере $2,4 млрд на поддержку Крыма в 2015 году (без учета военных расходов). В целом федеральная целевая программа развития полуострова до 2020 года предусматривает финансирование в 708 млрд рублей (около $10,6 млрд), в 2015 году по этой программе Крым получит около 100 млрд рублей. При этом регион является одним из наиболее дотационных в РФ: доходы его бюджета на 2015 год, как отмечалось, были утверждены в размере 66,5 млрд рублей, основную часть которых – около 76% – составляют поступления из федерального бюджета.
Что касается военных расходов, связанных с Донбассом (официально РФ вмешательство в конфликт отрицает), то их Stratfor в 2015 году оценивает примерно в $2 млрд. Источник утверждает, что соответствующая нагрузка ляжет на российский бюджет.
Подробнее эта тема рассматривалась в докладе «Путин. Война», подготовленном соратниками Бориса Немцова и обнародованном в мае 2015 года. По подсчетам его авторов, только прямые расходы России на войну на Украине за 10 месяцев составили около 50 млрд рублей (один из авторов доклада, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко при этом отмечал, что доказать бюджетное происхождение этих средств невозможно, значительная их часть, по его словам, собрана за счет поборов с бизнеса), еще около 80 млрд – расходы на помощь беженцам из зоны конфликта. В целом, как следовало из доклада, из-за конфликта с Украиной и присоединения Крыма потери России (включая недополученные населением доходы) составили около 3 трлн рублей.
Упоминает Stratfor и расходы РФ, связанные с конфликтом в Сирии. По его оценке, на данный момент они уже составили около $500 млн
Упоминает Stratfor и расходы РФ, связанные с конфликтом в Сирии. По его оценке, на данный момент они уже составили около $500 млн. В последнее время целый ряд источников сообщили об усилении российского военного присутствия в Сирии. В частности, представители администрации США заявили, что на авиабазе в Латакии появились российские танки и артиллерия. Фактически, как отмечает Stratfor, речь может идти не только о помощи действующему правительству Башара Асада, но и о поддержке регионов, населенных алавитами (районов Латакии и Тартуса, где расположена российская военно-морская база), которые могут образовать отдельное государство в случае распада Сирии.
Общие расходы РФ на поддержку квази-государств Stratfor оценивает как минимум в $5 млрд в год. С геополитической точки зрения, по мнению агентства, такая стратегия имеет определенный смысл: даже будучи ослабленной, Россия продолжает бороться за влияние и пытается закрепить свои позиции за рубежом. Впрочем, в случае эскалации конфликтов цена за участие в них может оказаться гораздо более высокой.
Leave a Reply