Путин получил формальный повод закончить войну. Украина должна решить, готова ли она медленно умирать от опухоли в Донбассе или жить с угрозой войны
Украина инициировала прекращение огня и предложила России договариваться о мире. Россия поддержала инициативу, но пытается навязать свои условия послевоенного урегулирования в Донбассе. Ближайшая цель Владимира Путина — контролировать внешнюю и внутреннюю политику Украины. Конечная цель — ликвидация украинской государственности любыми методами, не считаясь с потерями. На что готов Петр Порошенко?
План мира
Согласно рамочной договоренности минской контактной группы Украины и России, оккупированные районы Донецкой и Луганской областей получат особый статус, который будет закреплен законом. Редакции ЛІГАБізнесІнформ стали известны ключевые пункты законопроекта, положения которого еще согласовываются на уровне глав президентских администраций Украины и России и могут изменится.
Изначально Москва требовала от Киева применить специальный статус в административных границах Луганской и Донецкой области. Однако президент Петр Порошенко в разговоре с Путиным категорически отверг этот вариант и дал понять, что освобожденные территории не могут быть предметом переговоров. В итоге обсуждение свелось к судьбе примерно 13 районов в Донбассе, которые остаются полностью или частично оккупированными российскими войсками и террористами. Большая часть — 21 район — останутся свободными от оккупантов.
Кроме того, Москва требовала для оккупированных районов право вето на внешнеполитические решения украинских властей и всей страны. Но и это требование было отвергнуто. Вместе с тем фактически Киев согласился, что оккупированные районы станут подобием Ольстера — формально районы будут в подчинении Украины, но де-факто будут управляться Россией через ее посредников и марионеток.
Местные главари смогут самостоятельно распоряжаться бюджетом, а местные жители — избирать всю региональную исполнительную власть. Согласно договоренностям, должны будут состояться досрочные выборы в местные органы власти в этих районах.
Кроме того, согласно договоренностям, на территории оккупированных районов будет возобновлен прокурорский надзор и деятельность Службы безопасности Украины. Здесь, как и на всей территории Украины, будут проводиться выборы во всеукраинские органы власти. В том числе некоторые из нынешних боевиков могут оказаться среди депутатов Верховной Рады, формируя пророссийское лобби в украинской политике.
Согласно предварительным договоренностям, украинская граница останется без изменений, но добавится новый кордон, отделяющий остальную Украину от оккупированных районов в Донбассе.
«Но есть одно но: больше никаких дотаций. Главный принцип в том, что эти районы кормят себя сами, — рассказал собеседник. — При этом никакой федерализации не будет — мы были и останемся свободным и унитарным государством, но с несколькими районами, которые получат особый статус в рамках Украины».
Комментируя общение с Путиным, люди из окружения Порошенко говорят, что президент действует исходя из реальных возможностей страны и с учетом всех возможных рисков, которые нельзя оценить, наблюдая за переговорами со стороны. Но на самом деле никто в украинской власти не верит в мир с Россией. Практически все опрошенные собеседники уверены, что «только чудо может остановить кремлевскую машину убийств». «Война практически неизбежна — русские не хотят мира. Но мы попытаемся сделать все возможное, чтобы избежать продолжения войны», — говорят чиновники из команды Порошенко.
План войны
План войны предусматривает полномасштабное вторжение российских войск в Украину. «Москва не отказалась от планов дойти до Крыма и создать сухопутный коридор», — говорит собеседник в Администрации президента. Другой собеседник отмечает, что в рамках этого плана главная цель кремлевских властей — ликвидация украинской государственности с помощью дестабилизации на разных направлениях. Ключевое направление — разрушение экономики Украины любыми методами и любой ценой. Упор — газ, нефть, уголь и топливо для АЭС.
Одним из вероятных сдерживающих полномасштабное вторжение факторов является промедление Киева с ратификацией соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Как только документ будет окончательно утвержден — любые тормоза со стороны России будут сняты и путинский режим бросится в последний бой, плюнув на санкции и потери. Последнее заявление российской стороны о необходимости пересмотра соглашения — очередная попытка замедлить процесс с конкретной целью.
Как рассказал собеседник в дипломатическом корпусе, проанализировав список требований к соглашению, европейцы пришли к выводу, что речь не об экономике, а о желании Москвы выиграть время, чтобы нанести новый экономический удар по Украине.
«Дело в том, что в ноябре заканчивается срок односторонних преференций для Украины со стороны ЕС. Киев сумел очень выгодно использовать это время, получилось начать серьезно замещать поставки в связи с проблемами на российском рынке. В Москве это хорошо увидели. Их цель — отсрочить ратификацию, чтобы перестали действовать преференции, чтобы оборвать все уже налаженные связи украинских компаний. По соглашению об ассоциации, торговые преференции в рамках соглашения начнут действовать через два месяца после ратификации. То есть если Украина поддастся Москве и не успеет вовремя ратифицировать документ, то уже через некоторое время получит новый серьезный удар по своей экономике», — пояснил собеседник.
Очевидная проблема Кремля — отсутствие сухопутного коридора в Крым. Зимой морская переправа станет недоступной, а потому оккупированный полуостров столкнется с катастрофической нехваткой ресурсов. В этих условиях Москва не сможет поддерживать военный потенциал оккупационной группировки на полуострове. Речь только о военных, ведь постоянные запреты на поставку продуктов питания с материковой Украины для простых украинских граждан в Крыму — красноречивое свидетельство отношения оккупантов к местному населению: Москве не нужны люди в Крыму — ей нужна военная база. И сухопутный коридор отличная возможность избавиться от сезонных рисков и зависимости от Украины.
С другой стороны, оккупированные районы Донбасса нуждаются в собственном выходе к морю. Для этого российская армия захватила Новоазовск. Но он интересен лишь как плацдарм для атаки на Мариуполь, где находится стратегически важный порт и перевалочный пункт, которые позволяют продавать товары, произведенные в Донбассе, и завозить сырье. Крюк в Россию увеличивает стоимость логистики в разы, делая продукцию нерентабельной. Потому вторжение в Мариуполь и коридор до Крыма — стратегические цели оккупационных войск РФ.
Кроме того, имитируя «наступление армии ополчения», Москва может проводить любые боевые действия в Украине — вплоть до похода на Киев.
Однако продолжение войны после объявления прекращения огня будет дорого стоить Москве — новые санкции, миллиардные убытки и тысячи трупов российских солдат в войне против Украины. И потому сценарий мира пусть и выглядит менее выгодным для Кремля, но позволяет ему избежать многих серьезных внутриполитических проблем в перспективе.
Услышать Донбасс
Пока сценарий войны более вероятен. Российская армия готовит новый этап вторжения. И хотя украинские власти начали получать обещанную поддержку от стран НАТО, необходимо время для перегруппировки и подготовки войск. Каждый день помогает Украине исправить ситуацию в армии и мобилизовать больше ресурсов на защиту государственности.
Но военными методами можно решить не все проблемы. На фоне событий в Донбассе в украинской политике зреет новый тренд. Сначала в социальных сетях, затем на встречах, а теперь и во властных кабинетах начинают говорить о необходимости каждому гражданину Украины определиться, нужны ли нам оккупированные районы в Донбассе, которые будут всю страну тянуть на дно. Удастся ли их реинтегрировать в Украину в условиях постоянной военной, экономической и информационной агрессии против нашей страны? Формально технология решения проблемы довольно проста: проводится информационная кампания, а затем референдум с одним-единственным вопросом: «Должны ли оккупированные районы Донбасса оставаться в составе единой Украины?».
Пока чиновникам не хватает смелости говорить об этом публично, потому что осознанный отказ от своих территорий — редкий случай в современной истории. Но оккупированные российскими войсками и террористами несколько районов Донбасса выглядят как раковая опухоль на теле Украины. Вся страна могла бы жить совершенно иначе, если бы Кремль не имел в Украине идеологической базы, агентуры и подконтрольных боевиков на части востока страны.
Военная граница в Донбассе по факту очертила, где заканчивается Украина и начинается русский мир. Но надежды буйных на то, что Россия примет к себе оккупированные районы Донбасса безнадежны. «России нужна «Абхазия» в этих районах. Ей не нужны эти люди, а нужна зона конфликта», — говорят собеседники в АП. Проблема в том, что сами по себе оккупированные районы Донбасса не выживут, а содержать их Россия не будет. В итоге судьба людей, которые там останутся, незавидна.
Украина не имеет права отдавать освобожденную часть Донбасса, за которую пролили кровь военные и добровольцы. Но что касается ныне оккупированных районов — если проблему заморозить, она, по мнению многих, рискует стать хронической. После наступления мира, нужно будет обязательно переходить к лечению, а не оплачивать миллиардные счета на восстановление разрушенной российской армией инфраструктуры. Сами значит сами. Зарабатывайте, назначайте кого хотите и выживайте так, как вам нравится — в пределах своих нескольких районов. Тем, кто хочет жить в демократической Украине, необходимо помочь с переселением и обустройством на новом месте. Со всеми остальными, кто, как оказалось, 23 года ненавидел свою страну, надо прощаться.