Сколько нужно обороне Украины?

Депутат Егор Соболев вчера  сообщил журналистам, что в будущей коалиции договорились о «принципиальном» вопросе — тратить на оборону Украины не меньше 2,5% ВВП. Это 1/15 часть бюджета российской армии.  В данном материале мы объясним, почему эта цифра сильно занижена от реальных потребностей и не позволит создать сильной армии Украины способной противостоять основному вероятному противнику в ближайшее время.

Давайте допустим нечто фантастическое, что на 2015 год с учетом инфляции и возможно небольшого роста ВВП, общий его номинальный объем составит хотя бы 165 млрд. долларов США. Тогда в бюджет будут заложены затраты на оборону в объеме немного более 4 млрд. долларов США.  Здесь нужно напомнить, что только на начало июля 2014 года МО Украины и получило около 22 млрд. гривен, что на тот момент составило порядка 1,5% реального ВВП. В дальнейшем затраты были дополнительно увеличены, по-видимому выйдя на уровень около 2% до конца этого года, однако точными данными мы не располагаем. На следующий же год нам предлагают увеличить военный бюджет «минимум» на 1/4 часть. Приведет ли это к кардинальным изменениям в армии? В чем и чем мы воюем сейчас?

Короткая история, мой родственник вступил добровольцем в нацгвардию и сейчас отправляется в зону военных действий. Мы САМИ купили ему бронежилет, обувь, нормальную человеческую разгрузку. Видимо понадобится еще и коллиматор, теплая одежда, которой «якобы» уже всех укомплектовали. Но допустим это пока все элементарное воровство или саботаж военных чинов. Отбросим несуразицы такого плана, предположим, что все идеально.

Предположим, что ВСУ сохранятся в 2015 году по комплектации на том же уровне, что и сейчас, в примерной численности (точными данными мы не располагаем) 240 000 военнослужащих, призывников и резервистов. Давайте разделим сумму в 4 млрд. долларов на 240 тыс. На каждого военного получится 16 600 долларов год или 1380 долларов в месяц. Вроде бы неплохо, однако мы не учитываем, что помимо формы, бронежилета, разгрузок, автомата нужны новые боеприпасы, должны проходить учения и самое главное — каким тяжелым вооружением воевать? И где его взять? из 1380 долларов в месяц половина уйдет как минимум на довольствие, учения, логистику. Значит на закупку оружия у нас останется «всего» 2 млрд. долларов в следующем году. А если будут военные действия, к которым всегда нужно быть готовым?

Давайте возьмем для сравнения «маленькую» армию Израиля, которая находится в очень схожей ситуации. Армии Израиля численностью в 170 000 военнослужащих противостоит суммарно около 2 000 000 солдат армий арабских стран, в доктринах которых Израиль записан как основной вероятный противник.  Итак у армии Израиля на вооружении «всего» 3657 танков из которых 1600 современные «Меркава». Нужно заметить что у последней версии танка «Меркава» не смотря на интенсивное применение в военных конфликтах на арабских территориях, не зафискировано ни одного пробития башенной брони с помощью ПТУР. Около 10 000 (!) БМП и БТР. То есть подразделения ЦАХ не просто механизированы — они супермеханизированы. И добавьте к этому до 2000 ПТРК.

ВВС Израиля имеют 72 истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15 , а всего 460 боевых самолетов, включая носителей ядерного оружия. БОлее 100 боевых вертолетов, в том числе оснащенных ракетами Spike III . Эти ракеты в любых погодных условиях попадают на расстоянии 20 км. в открытое окно.  Вот перечень беспилотных летательных аппаратов — «Скаут», «Сичер», «Пионер», «Файерби», «Самсон», «Делайн», «Хантер», «Гермес-450», «Скай ай», «Гарпии». Половина из них являются носителями боевых ракет, в том числе предназначенных для подавления вражеской ПВО.

И наконец секретный проект — ядерная компонента этой страны, которая создавалась на протяжении 30 лет. По различным данным до 200 боезарядов и баллистические ракеты «Иерихон» с радиусом действия до 5000 километров.  Для прикрытия побережья Израиль имеет и три современные подводные лодки.  Иными словами, Израиль имеет практически столько же сухопутных вооружений, сколько армия России на всех европейских направлениях вместе взятых, без учета морской и ядерной компоненты.

Военный бюджет государства Израиль составляет 5,5% ВВП в мирное время. Конечно это много для государства, которое находися в «мирном» состоянии, но наше состояние мирным не назовешь и необходимо семимильными шагами укреплять обороноспособность страны возможно в ущерб некоторым другим направлениям. Причем нельзя сказать какой вид вооружений в ВСУ является наиболее слабым, поскольку в армии нет практически ничего за исключением техники 30-40 летней давности. Значит в ближайшие годы необходимо перевооружить все рода войск, а в первую очередь авиацию и ПВО, которые играют ключевую роль в современной войне.

Один современный комплекс ПВО средней дальности численностью до батареи стоит около 500 млн. долларов, один современный истребитель порядка 45-60 млн. долларов. К этому следует добавить службы обеспечения тыла, боеприпасы для данных видов техники. Получается, что в лучшем случае, за год ВСУ смогут закупить до 1-2 батареи ПВО и 8-10 современных истребителей.  И если для обороны Украины необходимо не менее современных 30-40 батарей ПВО средней дальности и до 100 современных истребителей, закупки вооружений растянутся на десятилетие. И это без учета приобретения современных комплексов противотанковой борьбы, замена бронетехники, которой необходимо приобрести суммарно до 2000 единиц. Это еще порядка 7-8 млрд. долларов. Для нашей артиллерии необходимы современные средства разведки, БПЛА с целеуказателями, нужны средства цифровой связи и РЭБ.  Необходимо создание стратегических сил сдерживания в виде батарей тактических ракет с дальностью до 300км. Потребность имеется в 20-30 батареях.

Таким образом, мы понимаем, что военный бюджет в 2,5% от ВВП для Украины в лучшем случае позволит поддерживать штаны, улучшить снабжение военнослужащих, но никак не изменит структуру вооружений армии на ближайшие несколько лет. Если военный бюджет Украины по данным Стокгольмского Института Стратегических Исследований в 2011 году составил около 2,5 млрд долларов и при этом армия стала заметно хуже, то 4 млрд долларов в 2015 году ее не смогут перестроить коренным образом.

Исходя из вышеизложенного нужно сказать, что потребности оборонки сейчас это минимум 4% ВВП и выше, а никак не 2,5%.

Виктор Шевчук. Русский Еврей.

 

ВСУУкраина