А дальше что? А дальше дела у шантажиста плохи. То, чего он добивался — не получил. И влиять на ситуацию он больше не может. Нечем! Ведь заложника-то он расстрелял.
Сегодняшняя беседа с нашим постоянным комментатором Владимиром Голышевым целиком свелась к обсуждению перспектив переговоров Путина и Порошенко.
Владимир, сегодня ночью состоялся первый телефонный прямой разговор Путина и Порошенко после Австралии. Некоторые инсайдеры с украинской стороны при этом утверждают, что Путин якобы дал Порошенко 48 часов на выполнение ультиматума, что бы тот отказался от вступления в НАТО и признал ЛНР и ДНР, а то вроде как обещает полномасштабное нападение. И хотя Песков и пресс-служба Порошенко уже опровергают информацию об угрозах, но это все дипломатия, понятное дело, а народ волнуется. Что ждать по истечении 48 часов, как думаете?
— Ну, если верить этой информации, Путин своё дело уже сделал. Теперь сидит, как гимназистка на первом экзамене — ногти грызёт. Или на ромашке гадает, поглядывая в сторону Киева: «К сердцу прижмёт? Нафиг пошлёт?» Это томительное ожидание — есть мука — мученическая для любого шантажиста. Нужно быть на сто процентов уверенным, что у жертвы нет другого выхода. Но даже в этом случае волнительно. А вдруг откажется? Что тогда делать? Приводить угрозу в исполнение? Например, расстрелять заложника. Ладно, расстрелял. А дальше что? А дальше дела у шантажиста плохи. То, чего он добивался — не получил. И влиять на ситуацию он больше не может. Нечем! Ведь заложника-то он расстрелял. Что изменилось? Всё! Сам шантажист теперь — жертва. У него нет «живого щита», он уязвим… но вернёмся к Путину. Его угроза звучит, вообще, курьёзно. Чем он угрожает? Войной? А разве война не идёт? Разве на востоке Украине не гибнут мирные жители и украинские солдаты? Значит, Путин угрожает не войной, а всего лишь обострением — предлагает доиграть прерванную в Минске партию. Давайте оценим насколько серьёзна эта угроза. В начала сентября была одна ситуация, в конце ноября — совершенно другая. В чем разница? Россия стала намного слабее, а Украина намного сильнее. И политически (Украина успешно избрала парламент, а Путин стал мировым изгоем), и экономически (Украина по-прежнему далека от дефолта и взяла под контроль курс гривни, а Россия имеет обвал котировок рубля и нефти и страшные перспективы на 2015 год), и военно-стратегически. У России качественно ничего не изменилось: тот же «ограниченный контингент», столкновения с которым украинских военных не напугали в сентябре, те же направления ударов, те же цели. Ну, можно еще ожидать ракетный обстрел и попытку «поработать» авиацией. В свою очередь, в Украине можно говорить о серьёзных военных приготовлениях и частичной военной реформе. Новый популярный и дееспособный министр. Проблемы снабжения решаются с привлечением волонтёров. Боевой дух военных хорошо известен в окрестностях Донецкого аэропорта. Уже начались поставки современного оружия. А тут еще Филип Бридлав на огонёк заглянул…
А теперь суммируйте всё вышесказанное. Вам не кажется, что наш шантажист, мягко говоря, не очень уверен в себе? Есть два ключевых момента: весомость угрозы и вероятность отказа. Возвращение войны в горячую фазу, конечно, никого в Украине не обрадует. Но этот домоклов меч над страной висит постоянно больше, чем полгода. К войне Украина готова. Никаких оснований для того, чтобы бояться наступления агрессора у нее нет. Оборонительные рубежи готовы. Армия знает, что делать. При любом раскладе атакующей стороне гарантированы огромные потери (опять же вспомните аэропорт). По сети гуляет зловещая картинка с «Кровавым пастором», который заманивает: «Иди сюда, русский, не бойся». Она достаточно точно отражает реальный настрой украинских военных. Настрой этот не обещает российской армии ничего хорошего.
А вот что Россия получит гарантированно — так это новый виток международной изоляции. Ведь сейчас удавка на ее шею России едва-едва наброшена. Усугубить ее страдания можно множеством разных способов. При этом, мировое сообщество уже готово к любому, даже самому жесткому варианту. Например, к форс-мажору по энергоносителям или к аресту российской собственности за рубежом. И, наконец, что Россия может получить хорошего, если приведёт свою угрозу в исполнение? Силовое расширение «зоны АТО»? «сухой корридор в Крым»? И то, и другое мало «отжать», надо удержать и обеспечить захваченным территориям безопасную зимовку. Или взять на себя теперь уже полную и несомненную ответственность за гуманитарную катастрофу — то есть и де-факто, и де-юре стать военным преступником, вообще ничего не получив взамен!.. Отсюда вывод: в Кремле истерика. Порошенко достаточно отклонить ультиматум и шантажист попадёт в очередной цугцванг — положение, в котором любой следующий ход проигрышный. Причем, за счёт постоянно растущих ставок, цена проигрыша уже близка к фатальной.
Но говорят же, что Путин вообще не ведет переговоры с Порошенко. Переговоры по Украине считает для себя возможным вести только с Обамой и ЕС. И сейчас вот уже второй раз он общается с Порошенко (до этого через Пескова требовал в НАТО не вступать). И хотя это общение пока в форме ультиматумов, но в итоге же на лицо факт признания самостоятельности Порошенко в принятии решений? Может это начало настоящего нормально диалога наконец, как считаете?
— Брисбен показал, что для США и Европы Путин больше не собеседник. Какие-то дипломатические формальности всё еще соблюдаются. Но суть «диалога» теперь проста, как кирпич: «С Вас Минск и Крым, молодой человек. Нет? Иди, давай, гуляй, до свиданья». И ни цента больше! Думаю, нынешняя ночная истерика имеет сугубо компенсаторную природу: Путину надо на ком-то отыграться за пережитые унижения, вот он пытается корчить из себя взрослого — заговорил с Порошенко так, как с ним разговаривают Обама и Меркель. Разница в том, что Обама и Меркель не звонят ему по ночам, и телефонная трубка не потеет от их жаркого дыхания. Они лениво интересуются: взялся ли политический недоросль за ум или продолжает огорчать старших? И разочарованно отворачиваются, недослушав ответ. Вообще, Россия на международной арене сегодня — подросток-беспризорник с разбалансированной психикой. Работа с трудными подростками требует терпения и самообладания. Твёрдость надо сочетать с со успокоительным. Порошенко примерно так и действует. Правда, у него свои подростки бузят. Я имею в виду «горячую» тему вступления в НАТО. Уже и немцы прозрачно намекнули, что надо придержать коней, и американцы. По самым оптимистическим прогнозам Украина будет готова подать заявку лет через пять. И то, если территориальные проблемы к тому моменту рассосутся. При этом, двери открыты, вектор определён. Зачем же стулья ломать? Есть отличный повод продать больному человеку пузырёк с воздухом. Порошенко пытался это сделать, но партнёры по коалиции сделку сорвали. Можно подумать, что от частого повторнения четырёх заветных букв где-нибудь под Мариуполем, как гриб после дождя, из земли вылезет военная база с «апачами» и «томагавками»! Впрочем, сегодня «внеблоковая пустышка» — вопрос сугубо терапевтический. В конце концов, можно резать и по-живому. Без наркоза.
Так что по-Вашему будет с Минскими договоренностями? Будет ли еще один этап переговоров или будем ждать, пока РФ выполнит предыдущие? И останутся ли участниками переговоров сепаратисты? Там ведь сейчас вообще непонятно кто из них может брать на себя роль представителя всех воюющих отрядов и банд и вообще если у кого-то, включая Путина, возможность на них влиять и им указания давать. Может он правда ни в силах их заставить соблюдать договоренности, а на него все наезжают?
— Минские договорённости — это такой топор из русской сказки про солдата и жадную бабу. Порошенко и его друзья из США и Европы грамотно развели питерскую старуху-процентщицу на крупу, соль и масло. Получилась ровна та каша, в которой так нуждалась Украина — ограниченный формат войны. Такой формат, который не требует от нее сверхусилий, давая возможность нормально провести выборы и подготовить армию к полномасштабной войне. Каша эта настолько вкусна, что отказываться от нее никто не хочет. В том числе, и старуха. Путин же никогда не хотел воевать. Он хотел бряцать оружием и гадить так, чтобы можно было на голубом глазу врать: «А ручки-то — вот они!» Всю грязную работу за него должны были сделать его «сукины сыны» — коллаборационисты. Поэтому Путин при первой же возможности слил — не пошел дальше. Даже Мариуполь побоялся брать, хотя без него вторжение, вообще, лишено смысла! За то время, пока он вместе со всеми угощался «минской кашей», дела у него резко ухудшились. И на международной арене, и у себя в стране, и у его «сукиных сынов», которые теперь не могут харчеваться за счёт «профессора» и голодными глазами смотрят в сторону Москвы. Но что может сделать Путин? Опрокинуть чугунок? А дальше что?
Но Запад как раз настаивает на дальнейших переговорах Порошенко с Путиным. О чем они должны быть, в таком случае?
— О далёких мирах, о волшебных дарах… О чем угодно! Лишь бы не было войны. Вернее, чтобы война не меняла формат. Пока сохраняется иллюзия переговоров, если надежда на то, что дерганый мальчик с искусанными губами не надломает дров. А там, глядишь, и груз проблем, свалившихся ему на голову, заставит пересмотреть приоритеты… В общем, и Запад, и Порошенко тянут время, с удовлетворением наблюдая за ослаблением источника их головной боли.
Т.е. получается по-Вашим словам, Путину выгоднее сейчас таки напасть официально на Украину, чем играть в эту непонятную полувойну?
— У Путина, вообще, нет хорошего сценария. У него тотальный цугцванг. А у России есть призрачный шанс на выживание. При условии, что фигура Путина будет в ближайшее время «утилизирована». Дальше «ремейк ХХ съезда КПСС», борьба с последствиями культа личности Путина, детям — мороженное, бабе — цветы. Я Крым имею в виду и окупированную часть Донбасса. Россия ото всюду уходит. Сама. И получает в качестве поощрительного приза гарантии того, что у нее никто не потребует контрибуцию. Чисто теоретически, после этого манёвра РФ может продолжить существование. На практике, я уверен, ничего похожего не будет. Будет стремительный демонтаж страны, от которого, в конечном счёте, выиграют все.
Эту версию Вашу Владимир мы уже знаем. Но Вы вот буквально сейчас утверждали, что Порошенко и Западу полезна эта полувойна, а Путин вроде как просто глупый. Но согласитесь, что так не бывает. Значит и у него есть и контрплан и выгода от происходящего, которая не позволит ему осуществить прямое вторжение? Вот что хочется понять. Что он ставит на чашу весов, если решится на прямое нападение, учитывая, что Ваш трагический сценарий он явно не рассматривает?
— Путин, конечно, не глупый. В своём эпохальном интервью ТАСС он как заклинание повторял «Всё просчитано… Это стратегическое решение… Всё будет хорошо». Как в бреду. Помню, незадолго до отставки Ельцин встречался в Кремле с Нельсоном Манделой, и точно также повторял: «Вы, как и я, свергли проклятое иго». Тоже, как в бреду. Ельцин видел свою историческую миссию в том, чтобы «сделать перемены необратимыми» — увести страну с того пути, на который Путин ее благополучно вернул. Думаю, накануне отставки он уже понимал, что «миссия невыполнима». И потому голос его дрожал. Теперь голос дрожит у Путина… Ельцина подвело население России. Путина — Украина. «Дорогие россияне» так и не захотели жить, думать, хотеть и мечтать по-новому. И «пёс вернулся на свою блевотину»(2 Петр 2:22). А народ Украины не захотел жить, думать, хотеть и мечтать по-старому. И «пёс вернулся на свою блевотину». Вернее, пока не вернулся. Он у нас всё еще хорохорится. Но Аннушка уже пролила масло…
Путин всё грамотно рассчитал. Кроме одного — возможности метаморфозы, которая качественно изменит главную переменную в его расчётах. Мы все видели эту метаморфозу в прямом эфире. Многие забыли про сон. Плакали, как дети. Ликовали вместе с украинцами, как альпинисты взявшие Эверест. Кем нужно быть, чтобы не увидеть это чудо? Путиным. Или представителем того жестоковыйного народа, который идеально соответствует путинским расчётам… У Путина не может быть никакого контрплана, потому что он никогда не признает Украину другой — не такой, как в его расчётах. Ведь, если Украина — не тварь дрожащая, то какой же он тогда штабс-капитан?..
Помните анекдот, который он рассказал Ангеле Меркель? «Как бы не действовать во время первой брачной ночи, результат должен быть один и тот же, понимаете?» Канцлер путинского юмора не поняла и посмотрела на него, как на героя популярной песни Андрея Дещицы. А мне путинский анекдот нравится! Он идеально описывает нынешнюю ситуацию. Позволит Путин заботливым докторам довести себя до больничной койки с ремнями или взбрыкнёт напоследок, результат будет один и тот же.
Вы все время сравниваете жителей Украины и жителей РФ, Порошенко и Путина и первые на фоне вторых у Вас всегда выигрывают. А если попробовать безотносительно россиян и Путина посмотреть на ситуацию? Может не зря украинцы все же ноют и ворчат сейчас, хотя Вы их постоянно в этом упрекаете? Может поводов все же для этого у них достаточно?
— Нет, так не получится. Я же на украинцев смотрю своими суровыми московскими глазами. А Москва, как известно, слезам не верит. Она ими жажду утоляет. Потому традиционное украинское «ой вэй!» вызывает у меня отторжение на рефлекторном уровне. Но нельзя не признать, что оно каким-то непостижимым для меня способом сочетается с удивительной самоотверженностью и взаимовыручкой. Вообще, в ходе революции и войны украинцы показали себя каким-то чудо-народом. И продолжают показывать. Отучить их от брюзжания и заламывания рук, наверное, невозможно. Может это такой национальный способ снимать стресс, откуда мне знать? Хочу лишь напомнить некоторые отрезвляющие константы. Во-первых, Украина Януковича никуда не делась. Многочисленные язвы сегодняшнего дня — как правило, тяжкое наследие прошлого, а не результат работы нового руководства страны. В одночастье страну не изменить. Тем более, в условиях войны, когда «задача №1″ — страну сохранить. Нельзя забывать о том, что в Украине успешно завершилась главная реформа — реформа государственной власти. Преждний состав парламента никакие реформы проводить не мог, новый — только приступил к работе. Вместо того, чтобы жаловаться на то, что реформ не было, лучше требовать, чтобы они начинались прямо сейчас. И еще. Нельзя оценивать действия власти в условиях войны «мирными мозгами». Нельзя так быстро забывать о том, в какую пропасть падала страна весной. Без этого вся «критика»текущего состояния не стоит ломанного гроша. И, вообще, только очень наивный человек оценивает то, что имеет в данный момент. Человека разумного больше интересует динамика процессов.
И как, «доктор», положительная динамика на лицо? Даже не смотря на войну на востоке и многочисленную гибель лучших сынов Украины? Даже не смотря на вечную угрозу государственного дефолта Украины? На то, что даже МВФ отказывает стране в кредитах из-за высочайшего уровня коррупции сейчас в стране?
Ну я же сказал, что Украина Януковича пока еще никуда не делась. А вы что хотите сразу стать Норвегией? С какого, простите, перепугу?
Можно попробую сказать от имени украинцев? «Да, мы хотим, сразу Норвегией, сразу в Европу и в НАТО, что бы завтра в рай и что бы жители РФ нам уже завидовали. А иначе зачем все эти мучения? Ради чего гибель лучших наших сынов?»
— Я иногда думаю: как украинцы умудряются столько всего хотеть и, одновременно, воевать, волонтерствовать, работать? Может это просто разные люди? Одни жалуются в соцсетях на то, что им не дали всё сразу. А у других просто не хватает свободного времени, чтобы составить список своих обид и ожиданий.
http://rusmonitor.com/vladimir-golyshev-golos-putina-drozhit-kak-u-elcina.html