В 1439 году император Восточной Римской империи (ака Византия) Иоанн Палеолог встретился с папой ЕвгениемIV, а в 2015 году президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с папой Франциском.
В 1439 году предметом встречи было объединение двух церквей, а причиной — турецкая опасность. Турки угрожали Константинополю.
В 2015-м причина встречи, согласитесь, куда серьезнее. Куда там турки, куда Царьград! Опасность над Россией нависла куда большая — гейропа и пиндосы, эти нехристи наших дней, покусились на самое святое, что есть, — они хотят отобрать у нас чемпионат мира по футболу в 2018 году.
А папа Франциск, как известно, страстный болельщик.
И вот, сразу после того как кончилось заседание «семерки», на которое Путина не позвали, причем очень громко, Путин посетил папу Франциска. Чтобы, значит, показать, что в мире еще есть лидер, который с Путиным встречается. И какой! Лидер миллиарда католиков.
Ничего нового президент РФ не придумал.
После ввода войск в Афганистан Запад бойкотировал Московскую олимпиаду. Сразу после этого в декабре 1980 года ЦК КПСС принял закрытое постановление о расширенном порядке празднования 1000-летия Крещения Руси.
Через два года, в 1982 году, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписал постановление о передаче Свято-Даниловского монастыря под официальную резиденцию РПЦ, каковая передача и состоялась уже 17 мая 1983 года.
Так получилось, что 1000-летие Крещения Руси отпраздновали уже при Горбачеве, но пусть это вас не сбивает с толку: постановление было принято после вторжения в Афганистан и бойкота Олимпиады. Режим искал, как бы снова втереться в доверие Запада.
Президент Путин посетил папу Римского после того, как «крымнаш» и российское гибридное вторжение в Украину превратили Россию в страну-изгоя, а на горизонте замаячил бойкот ЧМ-2018, который, надо думать, Кремлю дороже любого Донбасса.
Возвращением влияния РПЦ теперь в России никого не удивишь — тут уже довозвращались аж по самый тангейзер, — но вот католичество для России до сих пор больной вопрос. Папа Римский и Патриарх Московский и Всея Руси никогда не встречались. В 1998-м дело было уже на волосок от встречи покойного патриарха Алексия с покойным папой Иоанном Павлом Вторым в Австрии, в Граце, но все дело расстроилось как раз из-за Украины. РПЦ категорически не устраивал католический прозелитизм во Львове.
Собственно, именно ровно это — новую унию, или, скорее, пиар-унию — и может предложить Владимир Путин папе Франциску.
Он может предложить ему шанс войти в историю первым папой, который преодолеет непримиримую неприязнь РПЦ к этим мерзким еретикам-латинянам. Первую чуть ли не за тысячу лет встречу папы с патриархом, смягчение позиции по Украине и вообще перемену позиции РПЦ — и все это за то, что милейший папа Франциск при случае намекнет своему личному другу Бараку Обаме и лидерам христианских партий (которые, согласитесь, везде в парламентах Европы), что Путин — хороший парень и почти Иоанн Палеолог.
А позиция самой РПЦ? А что РПЦ? Если у нас РПЦ из почтительности к Кадырову чуть ли не одобряет многоженство, то уж как-нибудь и перед папой сделают «ку».
Ничего удивительного в колебании церкви вместе с линией правящего императора нет.
К примеру, когда в 325 году император Константин, не будучи еще крещен, созвал Никейский собор, он склонялся к мнению, что Бог Отец единосущен с Сыном Божиим, и так это дело, по приказу некрещеного императора, в Никейском символе веры и было записано.
После смерти отца сыновья Константина, Констанс и Констанций, развязали между собой гражданскую войну, и так получилось, что в ней победил Констанций, который, наоборот, придерживался не никейской формулы, а формулы Ария, что Бог Отец и Бог Сын подобосущны.
После чего соборы в Римини, а потом в Селевкии, колеблясь вместе с линией императора, подправили формулировки.
В 379 году на должность императора Востока был назначен никейский фанатик Феодосий. И что же? Константинопольский собор 381 года опять решил, что Бог единосущен, аминь.
Вы не думайте, я за мир во всем мире, в том числе и между церквами. Но, согласитесь, если в ближайшее время мы увидим смягчение позиции православной церкви по отношению к католической, а то и встречу папы и патриарха, то лишний раз убедимся, кто у нас настоящий глава РПЦ и «консорт Бога», как скромно поименовал в одном своем панегирике христианнейшей ритор Латиний Пакат Дрепаний христианнейшего императора Феодосия.
16 ИЮНЯ 2015, ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА