Москва создает «белый шум» по делу «Боинга». Спасет вряд ли

Неотвратимо приближается момент, когда Москве придется так или иначе отвечать перед мировым сообществом за гибель трех сотен пассажиров малазийского «Боинга».

Уже разослан черновик доклада международной комиссии о причинах катастрофы. Судя по раздраженной российской реакции (было заявлено, что к докладу «много вопросов»), ничего хорошего Кремлю этот доклад не сулит. На днях компания СNN обнародовала пересказ этого документа, который официально должен быть представлен в начале октября.По информации, полученной телеканалом, в докладе говорится, что самолет был сбит ракетой с земли, причем выпущена она была с территории, контролируемой ополченцами. Экспертам удалось даже установить точный тип и траекторию полета ракеты, а также поминутно восстановить хронологию событий.

Фото: Украина. Донецк. 23 ноября 2014 года. Состав с обломками малазийского «Боинга» перед отправкой со станции Пелагеевский в Харьков для передачи украинской стороне. «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший рейсом МН17 Амстердам (Нидерланды) — Куала-Лумпур (Малайзия), разбился на востоке Украины 17 июля. Михаил Почуев/ТАСС

 

В то же время завершилась работа над предложенным Малайзией проектом резолюции о создании трибунала ООН по расследованию этой трагедии. Уже 21 июля пройдет голосование в Совете безопасности ООН. В этой, скажем откровенно, практически безвыходной ситуации Кремль придерживается довольно странной стратегии. Похоже, что разные российские начальники продвигают разные теории произошедшего. Казалось бы, давно пора позабыть версию, которую первоначально продвигало Министерство обороны, что «Боинг» был сбит украинским самолетом. Ее место заняли куда более правдоподобные теории о том, что пассажирский самолет был уничтожен все-таки зенитной ракетой комплекса «Бук», но с территории, которая контролировалась украинскими вооруженными силами.Советник генерального конструктора концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский даже сообщил на специально созванной пресс-конференции, что «Боинг» был уничтожен зенитной управляемой ракетой типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1 из зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». Ракета разорвалась в 3-4 метрах от внешней обшивки самолета, ближе к левой стороне кабины пилотов.

И вдруг российский Следственный комитет возвращается к «самолетной» версии. «У нас есть данные, в том числе основанные на результатах экспертиз, что самолет был сбит ракетой типа «воздух-воздух». Более того, эксперты предполагают, что установлен тип ракеты и что эта ракета не российского производства»,—сообщил неутомимый представитель СК Владимир Маркин. Вспомнил он и о свидетеле, находящемся в распоряжении отечественных правоохранителей: «И все это еще раз подтверждает показания важнейшего свидетеля Евгения Агапова, проходившего военную службу в должности механика авиационного вооружения первой эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины». Напомню, что сей свидетель якобы видел, как украинский самолет вернулся на базу без ракеты.При этом пилот самолета, по утверждению свидетеля, сказал сослуживцам, что «самолет оказался не в то время и не в том месте».

В ситуации, когда Москва твердо придерживается нескольких версий катастрофы, прямо противоречащих одна другой, у российского представителя в ООН Виталия Чуркина хватает наглости обвинять международную комиссию в том, что «наши эксперты практически отстранены, расследование прошло само по себе».

Если в тактике Москвы и есть какая-то логика, то она нацелена на то, чтобы создать некий пропагандистский «белый шум» вокруг трагедии, запутать обывателя. И таким образом получить возможность после публикации доклада громко кричать, что не было учтено ни мнение просвещенных инженеров «Алмаз-Антея», ни результаты наиобъективнейшего расследования Следственного комитета. Любопытно, правда, на кого все это рассчитано. С отечественной аудиторией, пожалуй, сработает. На Западе же все уверены, что Россия причастна к массовому убийству.

Показательным тестом в этом случае станет судьба резолюции о создании Международного трибунала. Ясно, что Россия воспользуется правом вето при голосовании в Совете безопасности. Объясняя такой подход, российские дипломаты прибегают к удивительным аргументам. Например, утверждают, трибунал может превратиться в «политическое шоу». То есть они откуда-то заранее знают, что международный суд будет политически мотивирован. А еще господин Чуркин заявил, что речь идет об уголовном преступлении, а не об угрозе международному миру и безопасности. И посему преступление, мол, неподсудно будущему Международному трибуналу.

Впрочем, резолюция Генассамблеи, принятая в далеком 1950-м, в момент нападения Северной Кореи на Южную, дает возможность принять решение минуя Совбез. Из нее следует, что в исключительных обстоятельствах, когда Совбез не может прийти к согласию и в то же время «имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер». Противодействуя в прошлом такому повороту событий, СССР опирался на антизападные настроения развивающихся стран. Но теперь-то резолюцию вносит Малайзия… Иникто не гарантирует, что резолюция не соберет подавляющего большинства. В таком случае сам факт одобрения резолюции о создании трибунала большинством членов мирового сообщества станет демонстрацией осуждения Москвы. Если это произойдет, то в значительной степени в результате лихорадочной деятельности заинтересованных отечественных ведомств…

MH17