По оценкам бывшего советника президента, подготовка и ведение большой войны уже стоили России 377 млрд долларов
Андрей Илларионов, бывший советник президента России Владимира Путина, ныне старший научный сотрудник исследовательского института CATO в Вашингтоне, ответил на вопросы украинской службы «Голоса Америки».
Сирийская кампания
Обращаясь к теме военной операции России в Сирии, Андрей Илларионов обратил внимание на то, что это – первое в истории размещение регулярных войск России за рубежом после распада СССР и первое в истории – на Ближнем Востоке. Так, в 60—70 годы туда направлялось много военных советников, но регулярных войск, нахождение которых легально признавалось бы властью, не было.
Эксперт также подчеркнул, что своим участием в боевых действиях в Сирии «Россия оказывается вовлеченной в религиозную войну на Ближнем Востоке на стороне лагеря шиитов против лагеря суннитов». При этом Россия находится в союзе с сирийским режимом Асада, шиитским Ираном, шиитским правительством Ирака, Хезболла и де-факто – ИГИЛ. На другой стороне коалиция суннитов и международного сообщества. Таким образом Россия оказалась втянутой в «сложные войны», считает эксперт.
При этом, обратил внимание Андрей Илларионов, впервые с 1953 года Россия оказалась на одном театре военных действий с США. После Карибского кризиса 1962 года в Вашингтоне и Москве пришли к пониманию необходимости избегать размещения на одном театре военных действий регулярных войск обеих стран. «Это правило сейчас нарушено, – считает Илларионов. – Особенно взрывоопасной ситуацию делает то, что до сих пор США и Россия не заключили соглашения об избежании непреднамеренных инцидентов между военными двух стран».
Ещё одной проблемой, по мнению эксперта, является то, что операция в Сирии происходит под «влиянием Ирана, его военных и спецслужб, которые убедили Путина в желательности вторжения в Сирию». Это первый в современной истории случай, когда такая крупная военная операция осуществляется Москвой, а инициатором является не российский Генштаб, а Генштаб Ирана, отметил Илларионов.
При этом, считает эксперт, эта война не будет «лёгкой прогулкой». Из получаемой информации видно, что наступление правительственных войск в Сирии идёт не так, как на это надеялись в Тегеране и Москве. Не случайны заявления о том, что РФ может прекратить участие в операции, если всё будет продолжаться так, как было до сих пор. Заявление Путина о том, что «продолжение операции будет зависеть от успеха сирийской армии означает готовность России прекратить операцию в Сирии». Дальнейшее, по мнению Илларионова, во-первых, будет зависеть от успешного сопротивления оппозиции, и, во-вторых – от достижения соглашения о разделе сфер влияния и признания роли РФ.
Отношения США и России
Илларионов убеждён, что для Путина важно, чтобы США признавали его равным себе, но он не может получить «взаимопонимания и взаимности», так как Обама этого просто не хочет. Поэтому Обама регулярно поручает своему пресс-секретарю говорить, что российское ВВП в 15 раз меньше США, и что РФ – региональная держава. Это, как считает бывший советник, обижает Путина больше, чем потери в Донбассе и любые другие потери в любом другом месте. И это настроение стало причиной готовности Путина принять план Ирана по вмешательству в Сирию как инструмент, который может поставить его в положение, когда США начнут с ним считаться.
Эксперт подверг критике оценку Россией ситуации. С военной точки зрения в кампании в Сирии имеет место переоценка своих возможностей и недооценка противника. Такое было в Финляндии, в Чечне, в ходе аннексии украинского Крыма. Российско-грузинская война также была кровопролитной, когда грузинская армия оказала существенное сопротивление. Сказывается «неадекватное представление» о своих собственных возможностях, подытожил Илларионов.
При этом российский эксперт подверг критике внешнюю политику США как «непоследовательную». По его мнению, есть признаки того, что Белый дом предпочитает «отвечать эмоциями», а не политически. Так, полагает Илларионов, «давно надо было поставить оружие Украине, направить Киеву больше финансовой помощи и занять более принципиальную позицию по переговорам в Минске». Неучастие США в переговорном процессе – это признак нежелания Вашингтона брать на себя ответственность. Германия не может быть равноценным переговорщиком с ядерной сверхдержавой Россией, считает эксперт.
Цена войн для России
Андрей Илларионов изложил свои подсчёты той цены, которую Россия платит за военные действия. Так, с начала 2012 года до конца текущего года на подготовку и ведение войны, где Украина является лишь одним из фронтов, будет потрачено 144 млрд долларов. Вместе с второй составляющей войны – бегством капитала – сумма составит 377 млрд долларов, или в среднем 94 млрд долларов в год.
При этом, по мнению эксперта, даже эта цифра уступает потерям из-за «изменения сознания» десятков миллионов россиян в результате «идеологического зомбирования», когда большая часть населения страны превращена в готовых воевать солдат, поддерживать или не сопротивляться политике режима.
Перспективы режима Путина
Бывший советник российского президента отверг все обсуждаемые рецепты воздействия на режим Путина – санкции, международную изоляцию или «романтический сценарий» как роль для внутренней оппозиции. По его мнению, такие варианты не выдерживают «ответственного анализа». Как считает Илларионов, ни один из факторов не приведёт к падению жестко авторитарного, полу-тоталитарного режима Путина – он легко переживёт санкции и внутреннюю оппозицию, а Запад не собирается участвовать в реальной конфронтации с Россией.
Как считает эксперт, помочь может лишь один фактор – военное поражение. Такие режимы неразрушимы изнутри, пока остаются непобедимы вовне. После такого поражение шансы резко увеличиваются. Эксперт перечислил случаи из истории, когда внешнее поражение приводило к изменению внутреннего режима: Смутное время, Северная война, Крымская война, Японская война, Первая мировая, Афганистан, «холодная» война. Оставаясь в своих границах, режимы могут существовать бесконечно, отметил Илларионов.
На сегодняшний день уровень поддержки режима россиянами огромный, при этом влияние оппозиции – маргинально, обратил внимание эксперт. Подобные режимы, по словам Илларионова, опираются на механизмы пропаганды и террора. Пока эти механизмы работают исправно – вне зависимости от состояния экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения и т.д. – все будет по-прежнему. Сейчас в РФ эти машины работают без сбоев. Рецепт один – внешнее поражение. При этом, на взгляд эксперта, Россия потерпела военное поражение в Грузии и в Украине.
«С каждой новой внешней авантюрой масштабы поражения России могут вырастать и не только в реальном измерении, но и в восприятии россиян и внешнего мира», – отметил в заключение Андрей Илларионов.