Вспоминая 13 января 1991 года — штурм Вильнюса

События 13 января 1991 года в Литве, когда при попытке штурма советскими военными у телебашни в Вильнюсе и здания телевизионного комитета погибли 14 человек, нашли живой отклик в сердцах российской интеллигенции. В Москве прошел многотысячный митинг в поддержку Литвы, Ленинградский горсовет осудил действия советских войск.

Новость о событиях в Вильнюсе пронеслась по всему миру. 20 января в качестве протеста против силового подавления выступлений сторонников независимости Литвы в Москве была проведена манифестация, основную роль в проведении которой сыграло движение «Демократическая Россия».
Вильнюсские события остались в памяти и литератора Татьяны Сотниковой, автора 17 романов.


…Я очень хорошо помню царившие тогда настроения, тогда не было той мерзости, которая есть сейчас. Когда люди, называющие себя интеллигентными и думающими, выдают какие-то пещерные мнения о происходящих событиях. Тогда было понятно, что негативно оценивает январские события у телецентра как попытку Литвы произвести государственный переворот и выйти из СССР только какой-то кружок маргиналов. В целом настроение было у всех такое, что люди двигаются по совершенно правильному пути, и когда произошел этот ночной штурм, у телецентра в Вильнюсе, и погибли люди, тут все были настолько шокированы и не могли себе представить, что такое вообще может быть и оценивали это однозначно — как преступление.





..Кстати, мы, кто не был диссидентами, не очень себе представляли, чем прибалтийские республики отличаются от средней полосы России. Как-то не было отчетливого понимания, что это просто захваченные страны, в которых еще живы люди, помнившие, как это было, и совершенно не считающие это советское статус-кво нормой. Мы родились в советской действительности, в ней родились наши родители, и мы считали, что это вечно. И то, что люди, наши современники, совершенно не считают это нормой, у нас в голове этой мысли не было. И, тем не менее, мы поддерживали их стремление к независимости…





…Мне кажется, что это ощущение и М.Горбачев почувствовал. Что-то не позволило ему поставить огнеметы. Но, с другой стороны, несмотря на то, что он этот штурм все-таки предпринял, и люди погибли, я думаю, что могло быть все гораздо хуже, если бы он не остановил это лично сам. Я думаю, что он чувствовал, что страна это не одобряет, что это одобряют только какие-то маргинальные личности», — рассуждает литератор. Она проводит параллели с сегодняшним днем и удивляется тому, как к событиям в России и Украине относятся ее современники.





…Что-то странное происходит с интеллигенцией, у многих людей такая каша в головах, и вильнюсские события вспоминаются именно в этом контексте: тогда ведь было такое единство среди людей, поддержка! Тогда понятно было, что если ты врач, учитель, писатель, то ты не можешь считать нормальным убийство людей за то, что они выбрали тот или иной путь развития. А сейчас ты слышишь не от грузчика на рынке, а от интеллигентного человека слова, что В.Януковичу надо было пулеметы поставить и всех перестрелять, и тогда ничего бы не было. И это сплошь и рядом, — разводит руками Татьяна Сотникова.


Вечером в местах событий 13-го января в Вильнюсе зажгли костры памяти: у Вильнюсской телебашни, у здания Литовского радио и телевидения, на площади Независимости, а также в других литовских городах.


По материалам Delfi

ИсторияЛитва