Участие главы государства в церемонии зажжения ханукальных свечей давно не вызывает удивления… если речь не идет об арабской стране. Когда же дело происходит во дворце короля Бахрейна, в присутствии всей общины королевства, — почти 50-ти человек — это уже интригует. Тем более, что король — Хамад бин Иса аль-Халифа — заявляет, что в Бахрейне созданы все условия для жизни общины, и евреи могут без страха исполнять заповеди иудаизма. Остается лишь уточнить: сейчас могут.
На пике численности — в 1930-е — община насчитывала 1500 евреев, а улицу Аль-Мутанаби в Манаме называли еврейской — все расположенные на ней магазины и мастерские в субботу были закрыты. Благополучие закончилось погромами после провозглашения государства Израиль, сожжением синагоги и бегством большинства евреев из страны. Тогда же было запрещено публично зажигать ханукальные светильники.
А в остальном король прав — никто в арабском мире не делает сегодня столько для своих еврейских подданных, как монарх Бахрейна: в 2008-м он даже пошел на беспрецедентный шаг, пригласив вернуться в свое королевство из США и Великобритании бывших сограждан-евреев. “Двери для вас открыты, это ваша страна”, — заявил король, пообещав предоставить “возвращенцам” землю под строительство дома.
В том же году он назначил еврейку Худу Ноно послом Бахрейна в США, а другую еврейку, Роуз Сагер, — торговым представителем в этой стране. В 2010-м своим специальным декретом король сделал автора книги о еврейской общине страны Нэнси Хадури одним из десяти членов Меджлиса ас-Шуры — верхней палаты местного парламента.
Столь экстравагантная для главы мусульманского государства политика отчасти объясняется близостью отношений Бахрейна с США (на территории королевства размещена главная база американского Пятого флота), что благотворно сказывается на положении крохотной общины.
Максим Суханов