Друзья Путина из «Штази» или почему Газпром так любят в Германии



В те времена, когда Владимир Путин еще навещал Берлин, он обязательно заходил в ресторан Café des Artistes, в квартале Шонеберг. Вокруг много других кафе и ресторанов, и ветер мягко полощет радужные флаги LGBT. 

Путин обычно заказывает мясо по-цюрихски или бефстроганов, и запивает саксонским пивом Radeberger Pilsener. Путин никогда не заказывает дорогих блюд.

Путин не случайно любит этот ресторан. Он знает хозяина и шеф-повара – Стефана Варнига очень хорошо – с тех времен, когда тот был маленьким мальчиком. Его отец, Маттиас Варниг – добрый друг Путина.

Маттиасу 59 лет, его голова покрыта благородной сединой. Варниг знаком с Путиным очень, очень давно – еще с тех времен, когда тот был совершенно неизвестен. Он встречается с Путиным куда чаще, чем бывший канцлер Герхард Шредер, считающимся лучшим германским другом Путина. И он запросто заходит в Кремль – ему не нужно, в отличие от многих глав государств, долгие часы ждать аудиенции. Путин и Варниг встречаются раз в три недели.

История Маттиаса Варнига и Владимира Путина – это рассказ о двух мужчинах у которых много общего. Оба выросли в социалистических государствах, оба были агентами секретных служб. Их пути пересеклись случайно больше чем четверть века назад. Им нравится кампания друг друга, и они проводят много времени вместе. Когда Путин вырос и занял центр власти в Росии, Варниг тоже вырос – и стал одним из главных менеджеров российской экономики.

Эти отношения – уникальны и символизируют сильные личные связи между Германией и Россией. Именно поэтому германскому бизнесу не нравится идея санкций против России. Люди, подобные Варнигу, на протяжении многих лет строили системы таких связей. Нынешний конфликт в Украине этим связям вредит, хуже того – он их разрушает.

Украинский кризис сильно бьет по Варнигу. 31 июля 2014 ЕС внес в “черный список” двух акционеров Банка Россия – Юрия Ковальчука и Николая Шамалова. До этого американцы заморозили активы банка и запретили трансакции с ним.

Варниг знает обоих хорошо. С 2003 года он сидит в совете директоров “банка друзей Путина” – ВТБ – втором по величине кредитном учреждении России, в котором трудятся более 100 тысяч человек. Это – не единственный высокий пост, занимаемый Варнигом. Он сидит в совете директоров Роснефти. Роснефть контролирует 5% от всемирной добычи нефти. По России нефть перегоняется по 70 тысячам километров трубопроводов Транснефти. Варниг сидит и в совете директоров Транснефти.

Варниг также председатель совета директоров Rusal – крупнейшего производителя алюминия в мире. Путин якобы лично назначил его на эту должность – с тем, чтобы тот выступал в качестве арбитра между могущественными олигархами.

Варниг также занят экспортом российского газа. Он исполнительный директор Nord Stream AG – компании, чей трубопровод соединяет российский Выборг с германским Любмин – через Балтийское море. Председателем совета директоров указанного предприятия является другой дорогой друг Владимира Путина – Герхард Шредер.

Все три человека – Путин,Шредер и Варниг – видны на знаменитой фотографии, снятой у Юсуповского Дворца в Санкт-Петербурге 28 апреля 2014 года. Шредер приехал туда отпраздновать свое 70-летие.

Как Варниг превратился в одну из ключевых фигур российской экономики? Или, более важно, как он стал настолько близок к Путину?

1974

Школьник из Ниедерлаузиц был легкой мишенью для вербовщиков Штази. Ему объяснили, что цель – социализм, социализм, который нуждается в охране и улучшении. Для этого нужны такие молодые талантливые люди как он.

Маттиасу Варнигу было 18. Он был секретарем местной ячейки Свободной Германской Молодежи. Он дал свое согласие работать на Штази немедленно.

Это предопределило всю его последующую жизнь. Еще до окончания школы он стал членом СЕПГ. Его не призвали в армию – вместо нее он отправился на шестимесячные подготовительные курсы в Штази.

1 апреля 1975 года началась его шпионская карьера. Он был распределен в департамент внешней разведки (HVA Hauptverwaltung für Aufklärung) . Он также стал OibE – офицером по особым поручениям.

Он вел параллельную гражданскую жизнь – учился в Высшей Школе Экономики в Восточном Берлине. Его товарищи – студенты не знали что он – секретный агент. В Штази он получил кличку Ökonom -экономист.По окончании обучения он начал работу в министерстве внешней торговли. Варниг женился возрасте 24 лет, и его дети – Стефан и Клаудия родились вскоре после этого.

Вскоре его послали во вражеское государство – вместе с семьей. Он снимал квартиру в Дюссельдорфе. Он был членом восточногерманского торгового представительства, располагавшегося на улице Граф Адольф. В реальности он был шпионом с позывным Артур. Он легко сходился с людьми – ему помогал его веселый нрав и несложный характер. Так он получал важную информацию от сотрудников Krupp, Rheinbraun, иThyssen, BASF, Data Becker и Dresdner Bank.

После падения Берлинской Стены многие сотрудники Штази потеряли работу. Для Варнига все обернулось по другому. Прошлое в Штази стало тем фундаментом, на котором он построил свою карьеру.

Обширная сеть контактов в Восточной Германии помогала Варнигу. Когда к власти пришел Ганц Модров, Варнига взяли начальником одного из департаментов в правительстве. Соответственно, он участвовал в переговорах об экономическом и монетарном объединении Германии. Во время переговоров произошло очень важное знакомство – с Вольфгангом Роллером, председателем совета директоров Dresdner Bank.Роллеру нужны были пробивные люди для расширения своей банковской сети на восток.

Варнигу было 35. Он покинул Штази в чине гауптмана. 20 мая 1990 он начал работу на Роллера. Главными направлениями его работы была Восточная Германия и взаимодействие с Treuhandanstalt (агентством, приватизировавшим ГДР) . Его прямым начальником был Бернхард Вальтер, член совета директоров, отвечавший за страны варшавского пакта.

Варниг был смышленным учеником. Он хорошо понимал западную капиталистическую систему, и знал, как работают связи на востоке. Через год ему поручили миссию чрезвычайной важности. Роллер спросил: “Ты же знаешь, русский, не так ли? ” Варниг испугался : “Нет, только плохой , школьный русский”. Роллер ответил : “Но в твоем резюме написано, что ты знаешь русский!”

Снова, Варниг оказался в нужное время в нужном месте. Он стал советником по реструктуризации советского внешнего долга, и по первым шагам Dresdner bank в новой России. Через некоторое время Варниг посоветовал открыть офис банка в Санкт-Петербурге. Его главой, естественно, назначили Варнига.

Петербург, октябрь 1991

Маттиас Варниг терпеливо сидел в обшарпанной приемной петербургской мэрии. Ему очень надо было увидеть человека, работавшего за плотно закрытыми дверями: Владимира Путина. Владимир Путин еще не был знаменитым политиком, но лишь энергичным государственным служащим, ответственным за внешнюю торговлю.

Даже в этот ранний период своей карьеры Путин заставлял посетителей подождать. Варнигу пришлось ждать восемь часов. В 2007, в интервью он сказал, что в России необходимо много стойкости: если вам что-то от кого-то нужно, и у вас нет прямого доступа к этой персоне – приходится ждать.

Варнигу очень нужен был Путин. Dresdner bank собирался открыть первый офис в Санкт-Петербурге до конца года.

Русский Варнига был ужасен, и потому он явился в сопровождении переводчика. Путин, просидевший резидентом в Дрездене большую часть 80-х, несколько минут слушал переводчика, а затем потерял терпение.

Он рявкнул: “Достаточно этого нонсенса. Давайте говорить по-немецки, нет у меня времени на переводчика”. Встреча была успешной. Отделение Dresdner bank открылось 12 декабря.

Варниг жил в отеле. Его семья осталась в Германии. Немец чувствовал себя одиноким, особенно в выходные дни. Путин регулярно приглашал его на свою дачу. Они беседовали на немецком и пили горькое пиво Jever, потому что любимого Путиным сорта – Radeberger не было. Они осознали, что что их карьерные пути были весьма похожи. Они были людьми одного поколения, рано женились, у обоих было двое детей.

Еще один поворот судьбы сблизил их еще больше. В 1993 жена Путина Людмила попала в тяжелую аварию. Ее жизни угрожала опасность. Варниг помог эвакуировать ее в Германию. Dresdner bank оплатил издержки.

Варниг помог своему другу , и тот принял участие в семинаре в Конигштайн, близ Франкфурта по банковскому законодательству. Можно предположить, что Путин воспринял эти услуги как знаки истинной дружбы, которая далее лишь укреплялась.

В 1993 Dresdner стал первым западным кредитным учреждением, открывшимся в России в качестве полноценного банка.

Дороги двух друзей с тех времен не расходились – несмотря на то, что Путин в 1996 сменил ориентацию. Его босс, мэр Петербурга Анатолий Собчак, проиграл муниципальные выборы.

Путин, к тому времени подросший до должности заместителя мэра, перебрался в Москву. Он получил работу в администрации президента. Следующие зимние каникулы друзья провели вместе – в швейцарском Давосе.

Еще через три года Варнинг, благодаря дружбе с этим могущественным человеком, превратится в одного из главных воротил российской экономики. Даже после того, как в 2005 году стало известно о его прошлом Штази, это ему никак не повредило. К тому времени он уже был слишком важной персоной.

Варнигу никогда не нравилось в России. Он поселился в юго-западной Германии, в поместье неподалеку от Фрайбурга, с прекрасным видом на идиллические леса. Варниг живет со своей второй, русской женой Еленой. Он встретил ее в конце 90-х в России. У пары все еще есть в собственности квартира в московской 12-этажке.

Супруги покинули Москву, когда их первому ребенку настала пора идти в школу. Друзья говорят, что Варниг намеревался поселиться в Берлине или Гамбурге, но потом передумал и поехал на юг, поближе к границе с Швейцарией – из-за мягкого климата.

Поместьем владеет основанная Варнигом компания MW Invest GmbH & Co KG, акции которой принадлежат всем его детям. Она также управляет инвестиционным фондом с активами в 10 миллионов евро.

Варниг старается хранить в секрете свою частную жизнь, редко дает интервью и не показывается на публике. Однажды его спросили, есть ли у него телефон Путина. Он ответил: “Конечно нет”.

Он с самого начала ничего не говорил о своих отношениях с российским президентом. Он просто не из тех людей, которые открывают рот, чтобы рассказать о своей личной жизни и отношениях.

Некоторые утверждают, что Варниг со скепсисом воспринял российское приключение в Украине. Близкий к нему источник говорит: “Он был одним из немногих, кто открыто говорит то, что думает Путину”. Но это, очевидно, не повредило их отношениям.

Варниг давно хочет избавиться от поста исполнительного директора Nord Stream. Трубопровод построен, и нужно лишь надзирать за текущими работами. Государственный концерн Газпром, между тем, нуждается в полной модернизации. Если Путин на нее решится, Варниг , скорее всего, станет его главным советником в этом проекте. Он однажды сказал: “Нет никакого резона кусать руку, которая тебя в России кормит”.

Circles of power: Putin’s secret friendship with ex-Stasi officer
Dirk Banse, Florian Flade, Uwe Müller, Eduard Steiner, Daniel Wetzel for Welt am Sonntag

Газпромдвойники ПутинаРоснефтьСтефан Варниг