Требования антикоррупционной реформы об электронном декларировании доходов чиновников вступает в силу уже меньше чем через неделю. А именно 15-го августа 2016 года. Новость, что говорится, на слуху. Многие хвалят систему, многие надеются на её эффективность. Однако слепые надежды в купе с розовыми очками могут породить опасную безапелляционную уверенность в действенности системы учёта доходов и отображении уровне жизни госслужащих и чиновников нашей страны.
Не хотелось бы быть той пресловутой Бабой Ягой, которая всегда против, но слабые места в системе налицо. И, если мы не начнём выявлять их и критиковать систему с самого начала, потом может быть уже поздно: маховик наберёт обороты, а глаз наблюдающего (а таких в начале будет не мало: общественность, СМИ, независимые эксперты и наблюдатели, европейские партнёры) попросту замылится.
Излишними тут будут рассуждения о том, насколько важно для Украины ввести эту систему и таким образом отрубить главную голову коррупционному монстру. Важно. Крайне важно и жизненно необходимо!
И даже об инновациях декларирования не станем разговор заводить. Много чего нового придумали, да только важное из старого не изменили.
Самой распространённой коррупционной схеме, когда имущество переписывается на родственников, не смотря на нововведения, жить и здравствовать. Определение понятия «члены семьи» осталось неизменным, говорит замдиректора департамента финансового контроля и мониторинга способа жизни нацагенства по вопросам предотвращения коррупции Татьяна Шкребко. А на мой вопрос: «Смогут ли по-прежнему чиновники переписывать имущество на сватов, кумовьёв и двоюродных братьев, избегая ответственности?», – ответила просто заученным определением понятия «члены семьи».
Члены семье это особы, которые подпадают под определённые критерии: они должны проживать совместно (имеется в виду с чиновником, который декларирует свои доходы) и иметь общие имущественные права. Если даже люди проживают в одной квартире, но ваш бюджет отдельный друг от друга и вы не имеете общих прав на имущество, то вы с этим человеком не семья.
На фоне такой, казалось бы, маленькой, но весьма существенной недоработки (вездесущий вопрос: умышленной ли недоработки?!) остальные «ляпы» системы не так уж и важны. И всё же их стоит тут упомянуть.
Не смотря на то, что до сих пор инициаторы реформы так и не смогли посчитать сколько же чиновников и госслужащих должны будут декларировать в электронном виде своё имущество, всё равно их примерное количество составляет 50 000 человек.
А с учётом того, что в Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции работает 311 сотрудников досконально проверить всех, просто физически не получится. Именно поэтому на страже законности, как всегда должна стать общественность. К этому призывает эксперт институционного развития проекта ПРООН София Ковач. Присоединяемся к призыву и мы. И настоятельно рекомендуем общественности вместе с нами непрестанно контролировать финансы украинского, которые попадают в ловкие чиновничьи руки.
Источник: http://www.litsa.com.ua/show/a/31278