Трофейное оружие в армии Израиля

Танки, бронетранспортеры, самолеты и ракеты. С течением времени израильская армия захватила тонны трофейного оружия и использовала его в разных операциях. Часть оружия поступала в распоряжение элитных подразделений, часть использовалась в ходе специальных операций. Нередко оружие служило израильским интересам, когда мы вооружали им друзей или обменивали. Из некоторых захваченных единиц техники удалось получить ценную информацию, а другие были просто переданы в музей. Вот их истории.

Бронированная боевая машина в хорошем состоянии
С течением времени израильские военные в ходе разных операций и войн захватили немало танков и бронетранспортеров. Больше всего было захвачено танков Т-54 и Т-55, бронетранспортеров БТР-50, БТР-60 и БМП-1, а также ряд других образцов бронетехники. Часть трофейной техники ржавела и рассыпалась в прах, другую часть продали иностранным государствам, неплохо заработав, но некоторые машины были взяты на вооружение в ЦАХАЛ.
У танков Т, захваченных во время Операции Кадеш в 1956 году, Шестидневной войны в 1967 году и Войны Судного дня в 1973 году, были заменены двигатели и орудия. После модернизации им присвоили название «Тиран» и включили в армейские бригады, в основном, укомплектованные резервистами. Танк Т-55 стал танком «Тиран-5», а захваченные во время Войны Судного дня танки Т-62 — «Тиран-6». Трофейных танков было так много, что целая дивизия — 440-я — получила «Тиран-5». Из «Тиран-6» была составлена бригада, действовавшая, в основном, на севере.

Танки «Тиран» честно служили в израильской армии до 90-х годов. Помимо этого, когда была создана Армия Южного Ливана, то ЦАХАЛ передал ей трофейное оружие, в том числе, автоматы Калашникова и Т-55.
Самая интересная история, связанная с этими танками, произошла во время Войны на истощение. Израильская армия несла потери от артиллерийских обстрелов и операций египетских войск. В ответ ВВС Израиля интенсивно бомбили египетские позиции. Другой вариант ответных действий — операции, подобные операции «Равив», начавшейся в 22 часа 8 сентября 1969 года.

Шесть танков «Тиран-5» и три БТР-50 были погружены на транспорт ВМС Израиля. Танками управляли инструкторы, в БТР посадили бойцов спецназа ПАЛСАР-7, солдат элитной инженерной роты десантной бригады и бойцов спецназа генштаба (Саерет МАТКАЛ), знавших арабский язык. Танки покрасили в камуфляжную окраску египетской армии. Машины были высажены к югу от Суэца. Танки и бронетранспортеры проехали 70 километров, уничтожая всю встреченную египетскую технику, бункеры и сторожевые посты, причинив тяжелый ущерб египетской армии. Были также уничтожены радары, следившие за морем и за воздухом, что облегчило последующие операции израильской армии.
По пути израильские военные случайно встретили генерала Хасана Камаля, командира участка египетской армии, на котором проходила операция. Он был уверен, что перед ним египетские войска, и погиб, когда танки раздавили его автомобиль. Через десять часов после начала операции израильский флот забрал солдат и технику. Египетская армия потеряла около 150 человек убитыми и примерно столько же единиц техники. Неизвестно, сколько еще голов полетело после этого. Среди израильских солдат один военнослужащий был легко ранен. Погиб также майор Хагай Ронен (חגי רונן) пилот самолета Skyhawk, прикрывавший сухопутные войска.
Немногие знают, что некоторые из бронетранспортеров все еще состоят на вооружении в армии. В 1980-х годах офицер десантной бригады и инженер Бени Бейт-Ор (בני בית אור) разработал новый бронетранспортер, одновременно дешевый и обеспечивающий лучшую защиту для солдат. Бронетранспортер получил название «Ахзарит», и он представляет собой Т-55 со снятой башней, модернизированный и оснащенный пехотным вооружением. «Ахзарит» показал хорошие результаты под обстрелами противотанковыми ракетами и остается на вооружении в армии.

Среди трофеев израильской армии имеется десятки тысяч единиц стрелкового оружия — автоматы Калашникова, снайперские винтовки Драгунова, пулеметы ПК и РПД. Гранатометы РПГ, излюбленное оружие террористов, тоже достались израильским военным в большом количестве. ЦАХАЛ не стал менять свои автоматы на трофейные, но, вместе с тем, взял их на вооружение для некоторых элитных частей, и со временем это оружие стало символом статуса.
Самый известный пример — автомат Калашникова, ставший табельным оружием бойцов 13-й флотилии (морские коммандос), в основном, благодаря стойкости к воде. На многих рекламных фотографиях, распространяемых армией, можно видеть бойцов этого подразделения, выскакивающих из воды с автоматами Калашникова в руках, часто оснащенных разными добавками, например, прибором ночного видения или подствольным гранатометом. Автоматы попали также в спецназ генштаба, вдобавок, их полюбили некоторые старшие командиры. Кстати, в 1970-х годах основным автоматом в армии был ненавидимый солдатами бельгийский FN. Военнослужащие часто бросали их и вооружались взятым у убитых врагов Калашниковым.

Пулеметы ПК и РПД тоже попали в армию — ими были вооружены бойцы подразделения «Эгоз», ходившие в засады во время существования в Ливане пояса безопасности. Эти пулеметы уничтожили множество террористов в 1990-х годах, и тоже стали символом престижа. Во время Второй Ливанской войны ЦАХАЛ снова получил трофейные ПК от «Хезболлы», но на сей раз они не были взяты на вооружение.
Снайперская винтовка Драгунова (СВД) тоже завоевала популярность, особенно среди бойцов спецназа. Это оружие поступило в подразделение «Яэль» и другие элитные части саперно-инженерных войск. Интересно также, что этим оружием пользовались «чеченцы ЦАХАЛа», группа репатриантов из России, служивших в российской армии снайперами и воевавших в Чечне. Во время Второй интифады им позволяли довольно свободно действовать в секторе Газы, и они перестреляли десятки террористов.

Еще одно оружие, получившее популярность в армии, это гранатомет РПГ. Израильские военные впервые столкнулись с ним на Войне Судного дня, и гранатомет сделал себе имя в борьбе с танками и бронетранспортерами ЦАХАЛа. Затем мы снова видели его во время Первой Ливанской войны. Это оружие применялось там широчайшим образом и причинило множество потерь израильской армии. Тогда же появились так называемые «дети с РПГ», вооруженные гранатометами дети, нападавшие на солдат. Это оружие, в отличие от других образцов, попавших только в элитные части, стало базовым вооружением, которым оснащены все армейские батальоны. На данный момент им по-прежнему пользуются резервисты.

«Катюши», ракеты, причинившие немало проблем населению северных районов, тоже побывали на службе в израильской армии. В конце 1960-х годов появилась батарея, укомплектованная трофейными ракетными установками, захваченными на Шестидневной войне. Батарея использовала два типа установок, калибром 240 мм (БМ-24) и 130 мм. Этими ракетами обстреливали базы террористов в Ливане, разведывательные группы и египтян.

Резервистский батальон, принимавший участие в Войне судного дня, использовал «катюши». Они применялись также в Первой ливанской войне — солдаты использовали неразорвавшиеся ракеты и выпускали их обратно по террористам. После этой войны их сняли с вооружения.
Самолеты в подарок

С неба на израильскую армию тоже падали трофеи. Некоторые самолеты и вертолеты были захвачены в боях, некоторые — случайно, а иные действительно можно считать подарком.

В 1950-х и 1960-х годах самолет советского производства МиГ-17 был основным самолетом военной авиации арабских государств. Разумеется, израильская разведка очень старалась получить сведения об этой птичке, чтобы облегчить пилотам задачу по борьбе с ней. Это произошло словно по заказу.
12 августа 1968 года пилоты сирийских ВВС лейтенант Валид Адхам и младший лейтенант Радфан Рафаи выполняли тренировочный полет на двух МиГ-17. У них были старые карты, из-за чего они заблудились и залетели на территорию Израиля. Они сели на израильский аэродром в полной уверенности, что находятся в Ливане. Летчиков захватили в плен и отпустили домой через два года. Самолеты Сирия больше не увидела. Их разобрали и тщательно изучили израильские специалисты, а затем в качестве жеста доброй воли отправили в США, Один из самолетов затем был возвращен Израилю и передан в музей авиации.
Больше известен случай с МиГ-21. Этот самолет в 1966 году пригнал в Израиль иракский летчик Мунир Радфа, благодаря впечатляющей операции «Мосада». Он посадил самолет на базе израильских ВВС «Тель-Ноф». Как и в случае с МиГ-17, этот самолет был тщательно изучен, и израильские летчики летали на нем, а затем его отправили в США, которым приходилось иметь дело с МиГ-21 во Вьетнаме. Потом самолет тоже выставили в музее авиации.

Арабские дезертиры также доставили в Израиль Як-11 в 1964 году, но этот учебный самолет не слишком впечатлил израильскую авиацию. Египетский капитан Махмуд Аббас Хильми уехал жить за границу и был убит агентами спецслужб Египта. Самолет, который он доставил в Израиль, был отдан британцам вместе с несколькими трофейными танками в обмен на самолет Harvard.
Другое дело — МиГ-23. Этот «подарок с небес» очень заинтересовал израильских военных. Самолет доставил сирийский летчик майор Басам Адель, бежавший в Израиль 11 октября 1989 года. На МиГ-23 были совершены 18 испытательных полетов, и собранная информация позволила израильским ВВС установить его слабые места. После этого самолет пополнил музейную коллекцию.
Во время Войны Судного дня египетские военные проводили масштабную операцию коммандос, и множество солдат были доставлены на линию фронта вертолетами Ми-8 советского производства. Один вертолет неудачно сел и сломал стойку переднего шасси. Египетский пилот вышел осмотреть повреждения, и вращающийся винт снес ему голову. Остальной экипаж и десантники разбежались, бросив вертолет. Ми-8 нашел командир базы «Рафидим» Элиэзер Коэн (אליעזר כהן), сам военный летчик, пилотировавший вертолеты. Он доставил вертолет на свою базу и изучил его с помощью пленного египетского летчика. Это вертолет в музей не попал — его продали американцам за миллион долларов.
Сирийские военные использовали французский вертолет Gaselle, в том числе, против израильских танков в Первую Ливанскую войну. Многие эти машины были сбиты израильской авиацией и средствами ПВО. Два из них доставили в Израиль и отремонтировали. Один из них участвовал в параде ВВС в 1982 году через две недели после захвата. Оба вертолета несколько лет служили в армии, затем один был передан в музей, а второй — продан «Электрической компании» для работ по поддержанию в порядке линий электропередач.
Из Ливана в Южную Америку
Израиль использовал трофейное оружие для продвижения своих интересов, в том числе, в заморских странах. Трофеи использовали для вооружения Армии Южного Ливана, а также передавали курдам. Вдобавок, много оружия было продано, что принесло в казну сотни миллионов долларов.

С израильским оружием связаны также мрачные истории. В 2010 году Пентагон опубликовал документы об операциях «Кумкум Акум 1» (ивр. «Кривой чайник») и «Кумкум Акум 2», во время которых минобороны США покупал оружие, захваченное Израилем во время Первой Ливанской войны, и передавал его «контрас», противникам правительства Никарагуа. Речь идет об автоматах Калашникова, пулеметах, артиллерийских орудиях, минометах и тоннах боеприпасов. Автоматы продавали по 210 долларов за штуку, минометы калибром 60 мм — за 1500 долларов, калибром 81 мм — за 5000 долларов. Цены завышенные, но дело не в этом.
Из-за раскрытия скандала Израиль оказался причастен к войнам в Латинской Америке. Впрочем, это лишь малая часть от скандала «Иран-контрас», когда израильское оружие попало к режиму аятолл.
Но мы тут обсуждаем трофеи, а не бередим старые раны.

источник

ИзраильИсторияЦАХАЛ