Пенсионер нашел рисунок да Винчи за 15 млн. долларов

Парижский аукционный дом Tajan в понедельник, 12 декабря, объявил, что обнаружил ранее неизвестный рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображен святой Себастьян, привязанный к дереву. Это первая работа, атрибутированная Леонардо за последние 15 лет. Эксперты оценили рисунок в 15 миллионов евро. Произведение принадлежит французскому пенсионеру, чье имя не разглашается; подробно об этой находке рассказывает The New York Times.

В марте 2016 года вышедший на пенсию врач нанес визит в аукционный дом Tajan; он приехал в Париж, чтобы показать экспертам более десятка произведений искусства —14 рисунков. Все работы — из семейной коллекции, собранной его отцом. Первым их увидел глава отдела старых мастеров Tajan Таде Прате, который сразу обратил внимание на один рисунок — изображение святого Себастьяна, привязанного к дереву (19 на 12,7 сантиметра).

Найденный рисунок «Святой Себастьян», 1482–1485 гг.
Фото: Tajan

В комментарии The New York Times Прате вспоминал, что куда-то спешил в тот день, но сразу понял, что перед ним рисунок XVI века, требующий более тщательного анализа. Прате показал рисунок независимому эксперту, специалисту по старым мастерам, который определил, что его нарисовали левой рукой (Леонардо да Винчи был левшой); более того, на обратной стороне листа были два маленьких схематичных наброска тени от свечи и надписи. Тогда двое специалистов и решили, что перед ними может быть рисунок Леонардо да Винчи.

После этого в Tajan решили посоветоваться с куратором Метрополитен-музея Кармен Бамбах, одним из самых авторитетных специалистов по искусству Возрождения, экспертом по итальянской и испанской гравюре. В 2003 году Бамбах проводила в Нью-Йорке большую выставку графики Леонардо да Винчи, на которой были представлены два рисунка святого Себастьяна-мученика из музеев Гамбурга и Байонны. Это два из восьми изображений святого Себастьяна, перечисленных в «Атлантическом кодексе» — собрании из 1119 страниц чертежей, записей и рисунков, сделанных Леонардо да Винчи, которое хранится в миланской Амброзианской библиотеке. Бамбах призналась, что когда впервые увидела парижский рисунок, то у нее глаза полезли на лоб; он очень похож на гамбургский вариант, где тоже есть оптические исследования и надписи на обратной стороне листа.

ПарижФранция