Новость о предстоящем 15 января однодневном визите в Киев вице-президента США Джозефа Байдена прозвучала более чем неожиданно и непредсказуемо. Она не получила пока широкого медийного освещения не столько из-за длительных празднеств, сколько из-за трудностей истолкования и комментирования этого поистине неординарного события, а то, что пишут некоторые иногда просто находится по ту сторону добра и зла (якобы он беспокоится о своих инвестициях в украинские инвестфонды, «чистит хвосты» в компании, где работал его сын, и другую подобную белиберду). Я тоже, конечно, не имею информации на этот счёт, но попытаюсь немного порассуждать.
Итак, в Киев приезжает второй человек в американской политической иерархии за пять дней до отставки действующей администрации США. То есть, он не звонит по закрытой линии связи, не передает сообщение через посла, не отправляет, в конце концов, личного посланца с донесением, а считает абсолютно необходимым лично пролететь полмира ради нескольких часов пребывания в Киеве (не в Лондоне, Париже или Токио, а именно в Киеве) для встречи или встречах с украинскими руководителями. Он считает себя обязанным сказать им что-то настолько важное, что не может доверить это никаким другим средствам межгосударственной коммуникации, а должен сказать им это лично, так сказать, глаза в глаза. И это все за пять дней до инаугурации Трампа.
Кстати о Трампе. Мои худшие предположения, изложенные в ФБ сразу после его избрания, к моему большому сожалению, сбываются с ужасающей последовательностью и быстротой. Его ближайшими советниками, отвечающими за кадровую и внешнюю политику стали бывший донецкий региональный политический «злой гений» Манафорт, помощником по национальной безопасности — любитель обедов за путинским столом генерал Флинн, а кавалер кремлевского ордена Дружбы народов Тиллертон, без сомнения, будет скоро госсекретарем. Говорят, что Тиллертон передал все 240 миллионов долларов своих акций компании ЭксонМобил в инвестфонд этой же компании, ну что-то вроде слепого траста, но я почему то думаю, что этот траст будет не так уж слеп. Что-то подсказывает мне, что удвоить или утроить цену этих акций поможет конструктивное сотрудничество с Россией, ну скажем в деле совместной нефтеразработки арктического шельфа или чего-то другого. А для этого «благородного» дела санкции только обуза.
Могу также предположить, что через 2-3 месяца где-нибудь в десятке депрессивных или столичных российских городов начнут рыть котлованы (котлованами, естественно, все и ограничится) для сооружения очередных Trump Towers стоимостью этак 2-3 миллиарда долларов, а фирмой, которая этим управляет окажется, ну совершенно неожиданно, принадлежащей одному из родственников президента США, ну скажем мужу одной из дочерей.
Тот, кто хотя-бы поверхностно бросит взгляд на карьеру нынешнего избранника американского народа, легко обнаружит беспредельный цинизм в его деловых отношениях, манерную клоунаду в общении, необузданную алчность в бизнесе, полную некомпетентность в политике. Такой вот коктейль.
Кто-то пытается трактовать некоторые слова, натужно выдавливаемые из себя Тиллертоном и его будущим шефом как чуть ли не изменение их политической позиции. Это наивная простота. Чего не сболтнешь, если от этого зависит твое очень высокое назначение, чего не соврешь, если делаешь это каждый день много десятков лет.
Надежды на Конгресс также наивны и беспочвенны. Кстати, если кто забыл, жена лидера республиканцев в Сенате Митча МакКоннела Элейн Чао назначается Трампом министром транспорта, видно лучшего у него нет, а сам заботливый муж требует одобрения Сенатом большинства кандидатур министров, включая свою жену, конечно, немедленно после инаугурации. Да, Трамп знает что такое кадровая политика. Хорошо, если в Конгрессе есть 10-15% искренних сторонников Украины. На остальных Трамп будет иметь решающее влияние. Скорое назначение Тиллертона, беззубое обсуждение данных разведслужб о российской хакерской атаке, похороненный в комиссии Сената проукраинский закон, причем, как говорят с подачи того же Тиллертона, лихорадочная попытка Обамы и некоторых реалистично мыслящих конгрессменов и сенаторов опутать Трампа сетью антипутинских решений до инаугурации являются этому свидетельством.
Что же делать Украине в такой ситуации. Воистину слова о том, что мы можем полагаться только на себя становятся реальностью. Воистину наша решимость защищать себя, глубоко и быстро реформировать страну становятся альфой и омегой выживания Украины в жестоком, но реалистичным мире. В таких обстоятельствах растягивание реформы правосудия — непозволительная роскошь, коррупция на всех уровнях власти — залог нашего гарантированного уничтожения как государства, бездарность информационной политики и пропагандистского аппарата — кратчайший путь к укоренению в головах модели «русского мира», экономическая псевдореформа и правоохранительная недорефома превратили ожидания в раздражение, и так далее, и так далее… Все ветви власти должны, наконец, посмотреть правде в глаза какой бы неприятной и тяжелой она ни была.
И вот, в этих обстоятельствах с последним визитом в качестве официального лица к нам срочно приезжает вице-президент Байден. Он не только знает все тайны «вашингтонского двора», главное, что он действительно осведомлен об истинных намерениях трамповской администрации, а еще более важно то, что он один из немногих искренних друзей нашей страны и глубоко погружен в ее политику. Он один из тех, кто может открыто и честно говорить с нашим Президентом, Премьером и теми, кто считает себя политической и экономической элитой и ему всегда есть, что им сказать. Уверена, что этот визит и все что он скажет здесь в Киеве санкционировано Обамой.
Мне кажется, что то, что он скажет своим киевским виз-а-ви продиктовано искренней тревогой за Украину и судьбы мира и, надеюсь, его собеседники окажутся достойными вызовам нашего времени.