Financial Times публикует аналитическую статью российского политолога Лилии Шевцовой, посвященную истории и перспективам отношений России и Запада.
Статус сверхдержавы и желание доминировать во внешнем мире — вот два основных компонента, долгое время определявших внешнюю политику Кремля, пишет Шевцова.
Сегодняшнее российское руководство стоит перед дилеммой: каким образом удержать пресловутый статус сверхдержавы в условиях сокращения ресурсов и при этом сохранить возможности эксплуатировать либеральную цивилизацию в своих интересах.
Если обратиться к истории, то Россия не единожды умело использовала Запад для достижения собственных целей, указывает автор статьи.
Взять хотя бы кампании по модернизации страны, осуществленные во времена Петра Первого или Сталина — и в том, и в другом случае технологический и интеллектуальный вклад Запада был значителен, отмечает Шевцова.
Российская технологическая отсталость, как заметил бывший министр финансов Алексей Кудрин, представляет собой серьезную «угрозу суверенитету», напоминает она.
Парадоксально, но зависимость от Запада, в том числе технологическая, гарантирует выживание сложившейся в стране системы, продолжает Лилия Шевцова.
Точно так же, к примеру, несколько десятилетий назад связи Советского Союза с Западной Германией помогли продлить существование неэффективного советского режима.
«Сегодня у Кремля двойная повестка дня: мобилизовать антизападные настроения в российском обществе и в то же самое время привлечь Запад, убедив либеральные демократии сотрудничать с Россией», — рассуждает Шевцова.
Умело разыгрывая карту взаимодействия с Западом, Москва также сможет и дальше удерживать своих «меньших соседей» в сфере собственного влияния, считает автор.
Однако существует риск, что западные страны будут сопротивляться проводимой российским руководством политике «с Западом против Запада», и тогда Москва начнет повышать ставки, стремясь добиться своего.
«Правда и то, что любые настойчивые усилия со стороны Кремля будут предприниматься не с целью спровоцировать конфронтацию, а чтобы убедить Запад вести дела на условиях Кремля».
В результате Запад должен решить для себя, что будет лучше и безопасней подыграть России, занятой игрой в «притворяшки», нежели обострять отношения с Москвой.
«В конце концов, именно это Запад и делал на протяжении десятилетий», — резюмирует Лилия Шевцова на страницах Financial Times.