«Цель такого разделения состоит в том, чтобы избежать конфликта интересов и усилить конкуренцию, — сказано в документе. — В контексте настоящего соглашения ЕС должен стремиться обеспечить полное структурное разделение между деятельностью по добыче и поставке газа, с одной стороны, и деятельностью по передаче — с другой».
Фактически это означает, что инфраструктура «Северного потока — 2» останется в собственности Nord Stream 2 AG — зарегистрированной в Швейцарии компании, которая стала 100-процетной дочкой «Газпрома» после того, как европейские партнеры отказались входить в ее капитал из-за возражений антимонопольного регулятора Польши.
Однако операционное управление трубой должно быть передано независимой компании. Компромиссный вариант, указанный в документах ЕК, заключается в том, чтобы инфраструктура и деятельность «Северного потока — 2» остались бы за Nord Stream 2 AG, но за его работой надзирал бы независимый регулятор, а к трубе получили бы доступ другие поставщики.
В строительство Nord Stream 2 — третьей попытки «Газпрома» обогнуть Украину газовой трубой — уже вложено 2,9 млрд евро. Но судьба проекта по-прежнему остается неясной: договоренности между Европейской комиссией, регулятором газового рынка в странах ЕС, и «Газпромом» нет, констатирует партнер RusEnergy Михаил Крутихин.
Закон о санкциях, принятый в США летом, еще больше осложняет ситуацию: хотя он не вводит прямого запрета на финансирование российских трубопроводов, в нем говорится, что президент Штатов может наложить санкции на любое юрлицо, которое инвестируют в такие проекты более 1 млн долларов.
Из-за этого схема финансирования Nord Stream 2 де-факто сломана: уже ясно, что ни один крупный западный банк не будет кредитовать Nord Stream 2, заявил 13 сентября глава австрийской OMV Райнер Зееле.
В общей сложности участники проекта рассчитывали привлечь кредиты на 6,6 млрд евро. Но теперь придется искать деньги в Азии, или же полагаться полностью на собственные средства, сказал Зееле.
Из-за санкций и сложностей в получении проектного финансирования Nord Stream 2, вероятно, не будет построен в обозначенный срок — к 2019 году, предупреждает аналитик Moody’s по нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев.
Та же угроза, по его словам, нависла над «Турецким потоком»: в его строительстве участвуют ряд зарубежных подрядчиков, которые сдают объекты «под ключ». А санкции запрещают не только денежные вливания, но и техническую помощь в строительстве.