В этом году исполняется сто лет украинской революции 1917 — 1921 годов. Именно тогда на карте мира впервые появилось независимое государство под названием Украина. Среди тех, кто создавал, строил и защищал новую страну, были люди разных национальностей. И евреи в том числе.
Вместе лучше. Еще задолго до революции некоторые украинские и еврейские общественные деятели поняли: у двух народов немало общего. В том числе, общий враг — российское самодержавие и великодержавный шовинизм. Поэтому многие политически активные украинцы и евреи в Российской империи искали и находили общий язык. Например, украинская газета «Рада» писала, что еврейское дело — «одновременно и наше дело», а известные сионисты Владимир Жаботинский и Иосиф Шехтман в ответ поддерживали национальные требования украинцев.
Дружба народов. После падения самодержавия сотрудничество между украинским и еврейским движением стало еще более тесным. В апреле 1917 года еврейская делегация приняла участие во Всеукраинском национальном конгрессе. Перед участниками конгресса (а это — более тысячи человек со всей Украины) выступил представитель еврейских организаций доктор Быховский. Свою речь он закончил возгласом «Слава украинскому народу!». Зал откликнулся аплодисментами и приветствиями, а признанный лидер украинского национального движения Михаил Грушевский подошел к Быховскому и расцеловал его.
Впервые в истории. Первый украинский парламент — Центральная Рада — не только объявил о равноправии всех проживающих в Украине национальностей, но и активно претворял свои декларации в жизнь. Еврейские политические партии получили 50 мест в Раде, а двое евреев — Моисей Рафес и Моисей Зильберфарб — вошли в состав первого украинского правительства. Кстати, в этом правительстве — впервые в истории Европы! — было создано специальное ведомство, представлявшее интересы еврейской общины. Сначала оно называлось «вице-секретариатом по еврейским делам», а потом — министерством по еврейским делам. Все законы и распоряжения центральных властей, так или иначе касавшиеся евреев, перед тем как вступить в силу, должны были получить письменное одобрение в этом ведомстве. В общем, неудивительно, что тогдашний глава еврейской общины Киева Наум Сыркин говорил, что Украина станет образцом межнациональных отношений для всей бывшей Российской империи.
Предвыборные плакаты еврейских партий, 1917 — 1918
За республику. На протяжении лета 1917 года Центральная Рада спорила и конфликтовала с российским Временным правительством: в Петрограде и слышать не хотели о самоуправлении в Украине. Все украинские еврейские партии в этих спорах последовательно поддерживали Раду. А когда Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР), еврейские депутаты единогласно проголосовали «за». «Когда мы видим, что освобожденный украинский народ дает и нашему народу свободу, мы берем на себя часть ответственности за этот акт», — говорил активист БУНДа Александр Золотарев.
Казаки из штетлов. Поддержку молодой украинской республике евреи оказывали не только с трибун съездов и страниц газет, но и с оружием в руках — в рядах армии УНР. Стоит упомянуть, например, сотника Семена Якерсона из Винницы — бывшего прапорщика царской армии, который добровольцем пошел в войска Центральной Рады. Или казака с Подолии Шмуля Цибельмана, погибшего в бою против «красных» под Вапняркой. Более мирные евреи тоже не стояли в стороне от дела обороны Украины: например, в апреле 1919 года община Здолбунова собрала 20 тыс. рублей в поддержку армии УНР.
Поручик Соломон Лайнберг (в нижнем ряду в центре) с однополчанами
Еврейский ударный. Революционные события разворачивались и на западе Украины. В 1918 году развалилась «лоскутная империя» Австро-Венгрия и на ее руинах появилась Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР). Практически с первых дней своего существования молодой республике пришлось воевать за независимость с Польшей. В рядах вооруженных сил ЗУНР — Украинской галицкой армии — сражался целый Еврейский ударный курень во главе с бывшим офицером австро-венгерской армии поручиком Соломоном Лайнбергом. Бойцами куреня стали 1200 евреев, в том числе целая группа гимназистов-старшеклассников из Тернополя. Курень имел статус «пробойового», то есть ударного — он принимал участие в самых тяжелых боевых операциях.
На чужбине. Оказавшись в эмиграции после падения УНР, украинские и еврейские деятели продолжали сотрудничать. Например, один из деятелей еврейской социалистической партии «Поалей Цион» Соломон Гольдельман, поселившись в Праге, работал в Украинской хозяйственной академии и в редакции журнала «Нова Україна».
Сергей Ищенко, etcetera.media