И выступили они и все ополчение их с ними,
народ многочисленный, как песок на берегу
моря… и коней и колесниц весьма много.
И собрались все цари эти, и пришли…
чтобы сразиться с Израилем.
(Книга Йеошуа 11:4-5)
Чуть менее полувека назад, в конце мая 1967 года, президент Египта Гамаль Абдель Насер призвал арабские страны «сбросить евреев в море» и «уничтожить их как нацию». Ему вторил министр обороны Сирии Хафез Асад, заявивший, что «пришло время вступить в войну на уничтожение». А глава Организации освобождения Палестины Ахмад Шукейри пообещал, что «уцелевшим евреям позволят возвратиться в страны их рождения… хотя вряд ли кому-то удастся уцелеть».
В Сирии, Египте и Иордании была проведена всеобщая мобилизация. Частичную мобилизацию объявили также в Кувейте и Судане. О своей готовности принять участие в войне с Израилем заявила Саудовская Аравия. Алжир прислал войска в Египет, Ирак — в Иорданию.
Совокупная сила арабских армий составила свыше полумиллиона солдат, около тысячи боевых самолетов и 2,5 тысячи танков. Израильская армия после всеобщей мобилизации в два раза уступала противнику по числу бойцов и более чем в три раза по количеству военной техники.
И выступил внезапно против них Йеошуа и с ним весь народ военный… и напали на них. И предал их Господь в руки израильтян…(Книга Йеошуа 11:7-8) |
В ночь на 5 июня операция израильских военно-воздушных сил за нескольких часов уничтожила ВВС арабской коалиции. После этого Израиль за шесть дней разгромил армию противника и занял территорию, в 3,5 раза превосходившую его довоенную площадь.
Документальные свидетельства, позволяющие проследить ход войны, изумляют не столько ее результатами, сколько последовательностью событий, которые при минимальном количестве боев и сравнительно небольших потерях обеспечили израильской армии столь впечатляющий успех. И хотя в основе каждого из этих удивительных эпизодов лежит совершенно реальное стечение обстоятельств, вместе они предстают каскадом необъяснимых, невероятных совпадений.
И послал Я пред вами шершней, и прогнали они их от вас, двух царей эморейских — не мечом твоим и не луком твоим…(Книга Йеошуа 24:12) |
Первая атака израильских ВВС на египетские военные цели была предпринята ранним утром. Сотни израильских военных самолетов — вся имевшаяся в наличии эскадрилья —сумели незаметно проникнуть вглубь территории противника и, выполнив задание, вернулись почти без потерь.
Дело было не только в том, что им удалось проскользнуть под вражескими радарами, зайдя на Синайский полуостров со стороны Каира, и координировать свои действия, соблюдая полное радиомолчание. Именно в это время на египетскую авиабазу Бир-Гафгафа в центре Синая сел «Ил-14», на борту которого находился высший генералитет Египта в полном составе. Из-за этого рейса вся система противовоздушной обороны Египта от Каира до границ с Израилем была парализована: поступил приказ не открывать огонь. Поэтому первые атаки израильских «Миражей», разбомбивших египетские аэродромы на Синае и в районе Суэцкого канала, фактически не встретили сопротивления.
Но и это еще не все. Возвращавшийся в Каир самолет с египетским военным руководством над Суэцким каналом обнаружил, что летит в окружении израильских «Миражей». Израильские летчики не знали, кто находится на борту, и промчались мимо, решив не преследовать случайно подвернувшийся транспортный самолет. Однако заместитель Насера, маршал Эльхаким Гамар, летевший этим рейсом, истолковал беспечность израильтян по-своему. Он объяснил «милосердие» врага тем, что египетская армия уже разгромлена, и немедленно отдал приказ об отходе с Синая, надеясь сохранить хотя бы часть своего войска. Отступление быстро переросло в повальное бегство и действительно сокрушительное поражение.
На этом удивительные совпадения не закончились. Насер, еще не осознавший масштабов катастрофы, позвонил иорданскому королю Хусейну и, убеждая его вступить в войну, прихвастнул, что именно сейчас египетская авиация бомбит Тель-Авив и Хайфу. Осторожный Хусейн связался с диспетчерами, следившими за небом над Израилем, и спросил, видят ли они что-нибудь. Именно в это время небо над еврейским государством потемнело от самолетов. Откуда было знать иорданским диспетчерам, не заметившим утренний вылет эскадрильи, что это возвращаются израильские бомбардировщики, уничтожившие египетские ВВС прямо на взлетных полосах Синая? Получив подтверждение слов Насера, Хусейн решился атаковать, обеспечив Израилю возможность ответного удара, который завершился освобождением Иерусалима и центральных областей страны — Самарии и Иудеи. Сражения за национальные святыни также больше напоминали сказочное повествование.
И воспел Йеошуа перед Господом в тот день, в который предал Господь эморея сынам Израиля, и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим… (Книга Йеошуа 10:12-13). |
Практически повторяя библейское предание о победоносном шествии войска Йеошуа, израильская армия без боя заняла древнюю столицу Самарии, Шхем. На третий день войны батальон 37-й танковой бригады вошел в город с востока и был с энтузиазмом встречен жителями, принявшими израильтян за долгожданную подмогу из Ирака. Жители Шхема не могли знать, что иракская танковая колонна была разбомблена израильской авиацией еще за Иорданом. А иорданский танковый батальон, ожидавший противника на окраине Шхема с запада, — окружен и разгромлен.
В тот же день столицу Иудеи Хеврон освободил, по сути, один человек — главный армейский раввин Шломо Горен. Протрубив в шофар у подножья освобожденной Храмовой горы, он помчался на своем «Плимуте» в Хеврон, по дороге случайно опередив израильские войска. Ворвавшись в город, уже оставленный иорданцами, рав Горен увидел сотни белых тряпок, вывешенных из окон домов жителями, которые с ужасом ожидали расправы за страшный погром 1929 года. Раввин потребовал ключи от древней святыни — Пещеры праотцов, где, согласно традиции, похоронены легендарные прародители еврейского народа и куда на протяжении 700 лет мусульмане не позволяли входить евреям. Лишь после этого в город вступил 68-й батальон 16-й иерусалимской дивизии, официально освободивший город.
Таких историй за все время Шестидневной войны было немало. Кто знает, возможно, удивительные чудеса, сопутствовавшие завоеванию Земли Израиля тридцать три века назад и сегодня кажущиеся нам волшебством, тоже могли быть объяснены цепью случайных совпадений. И может статься, что со временем и в самой Шестидневной войне народная традиция увидит чудесное вмешательство Б-жественного провидения.
Александр Непомнящий