Премьер министр “легитимного правительства” (правительства поддерживаемого арабской коалицией) Ахмед бин Дагер обвинил южных сепаратистов (поддерживаемых ОАЭ) в организации путча в Адене.
Дагер издал заявление, в котором говорится: “В Адене легитимное правительство свергнуто. То, что происходит представляет собой крайнюю опасность для безопасности, стабильности и единства Йемена… Это преступление ничем не отличается от того, что творят хути в Сана”.
Столкновения в Адене начались после того, как армия “легитимного президента” Абд-Рабу Мансура Хади, поддерживаемого Саудовской Аравией попыталась остановить колонну южных сепаратистов, поддерживаемых ОАЭ. Южный Переходный Совет (STC, он же – “Южное Сопротивление”) издал ультиматум о сецессии Южного Йемена. От Хади потребовали в течение семи дней отправить в отставку премьера и кабинет. Срок ультиматума истек 28 января.
Хади отказался выполнить условия ультиматума и запретил любые демонстрации. Вывод на улицы Адена президентской гвардии Хади спровоцировал ожесточенные столкновения см силами STC. По разным оценкам, в ходе столкновений, продолжающихся и сейчас, убиты 10-30 человек. Бои идут в кварталах Хормаксар, Мансура, Дар Сад. Агентство dpa сообщает о 23 убитых и 20 раненых, отмечая, что многие тела все еще валяются на улицах и не опознаны.
Заид аль-Джамаль, секретарь лидера STC Идруса аз-Зубайди заявил, что восстание продолжится до тех пор , пока Хади не будет свергнут.
Саудовский телеканал Al-Hadath сообщает о том, что Хади призвал к немедленному прекращению огня. Лидеры STC, однако, заявили, что призывы к прекращению кровопролития раздались “слишком поздно”. Источники в STC заявили, что ждут от Саудовской Аравии того, что она надавит на Хади и вынудит его уйти в отставку.
Армия ОАЭ вошла в Йемен в качестве части саудовской коалиции в марте 2015 года. ОАЭ финансирует и вооружает группы на юге страны. Эти группы подчиняются лидеру STC, 50-летнему Зубайди. Он сыграл значительную роль в захвате Адена в конце 2015 года и был назначен губернатором Адена. На этой должности он, однако, пробыл недолго, после того, как выяснилось, что он поддерживает линию ОАЭ на сецесссиюи Южного Йемена.
Ослабление правительства Хади в Южном Йемене проходило одновременно с ростом влияния ОАЭ. Эмираты создали военизированные группировки, структуры безопасности и сеть тюрем, подчиняющихся только им работающих параллельно с государственными структурами, во главе которых стоит Хади.
Сепаратистам удалось захватить президентский дворец. Взяты в плен 200 “террористов”.
Контингенты Саудовской Аравии и ОАЭ до настоящего момента не принимали участия в столкновениях.
Посланник ООН в Йемене Исмаил Шейх призвал все стороны конфликта к “снижению напряженности и демонстрации максимальной сдержанности” и пообещал “помощь” ООН в разрешении любых проблем.
Премьер-министр “легитимного правительства” Дагир призвал к немедленному вмешательству арабской коалиции – прежде всего, Саудовской Аравии и ОАЭ. По его словам, союзники “должны разобраться” с ситуацией в Адене, которая скатывается “к прямому военному столкновению”.