Новая ошибка Трампа

Для любителей обсудить тему «недостатки демократического устройства» разворачивающаяся в Америке драма по поводу введения тарифов на импорт стали и алюминия — хороший эксперимент. (Всегда лучше следить за результатами «экспериментов», происходящих в других странах, чем в своей, так что надо пользоваться каждой возможностью).

Драма такая: президент Трамп был избран полтора года назад на откровенно протекционистской платформе — среди прочего, он обещал «улучшить условия торговли для США». Основной посыл позиции Трампа — страны всего мира наживаются на торговле с Америкой, обирают простых американских рабочих и предпринимателей и надо это исправить. Экономически эта логика очень странная: торговый дефицит равен притоку капитала в страну и, соответственно, жаловаться, что твоя страна покупает за границей больше товаров, чем заграница у тебя — это то же самое, что жаловаться на то, что иностранцы размещают деньги в твоих активах. Во всем мире это (сбережение в долларах и долларовых активах) называется «кормить за свой счет Америку», но Трамп сумел продать это самое явление как «весь мир кормится за наш счет». Так или иначе, вполне демократическая процедура привела к тому, что Трамп стал президентом и на прошлой неделе он объявил о том, что на этой введет высокие тарифы на ввоз стали и алюминия.

 

Против этого решения буквально все: члены обеих партий в парламенте, члены правительства и все без исключения квалифицированные экономисты. Тарифы приведут к ответным мерам, которые негативно скажутся на американской экономике. Внутри страны они увеличат инфляцию, что подтолкнет центробанк к повышению ставок, что замедлит рост… Да и политический эффект непонятно откуда возьмется — в сталепроизводящей промышленности занято 100-159 тысяч человек, они могут, в принципе, выиграть (владельцы выиграют точно и много), но на производствах, использующих сталь, которые пострадают от ввозных тарифов, работает больше 6 миллионов. А продукты, использующие сталь — цены на них вырастут — используют вообще все 300 миллионов.

 

То есть, конечно, политический эффект будет в том, что «избиратели Трампа» получат телевизионную войну, торговую, в которой будет объявлена победа. Торговые войны — это вообще такая разновидность войн, в которых лидеры обеих странах объявляют о победе, а население обеих стран несет ущерб. Тем более, что объявленные меры, несмотря на то, что они будут обоснованы стратегическими угрозами безопасности, бьют прежде всего по Канаде и Южной Корее, крупнейшим экспортерам стали и алюминия в Америку. Страшнее Канады, конечно, зверя нет…

 

Ужас заключается еще и в том, что экономика США, по большому счету — единственная в мире, которая может жить без международной торговли. Конечно, она (за исключением владельцев бизнеса в защищаемых отраслях) будет жить хуже, но не намного. В отличие от других реформ, которые невозможно провести без поддержки Республиканской партии в Конгрессе, тарифы может вводить президент. Так что в краткосрочной перспективе демократия вполне может взять вверх над здравым смыслом, экономической наукой и историческим опытом.

Источник

Дональд Трамп