В традиционном хоре осуждений Израиля, доносящемся из арабских стран, в последние годы звучат и более здравые голоса, не боящиеся выражать поддержку Израилю и признавать его право на существование.
Обычно я доношу до своих уважаемых читателей довольно мрачную картину арабского и в целом мусульманского мира, поскольку проблемы, рвущие оба этих мира на куски страшно велики, и только за последние семь лет пожали кровавый урожай в сотни тысяч убитых и миллионы людей, безжалостно обречённых на скитания, страдания и несчастья. Недаром, несмотря на колоссальный потенциал Ближнего Востока, с его природными сокровищами, бесконечными просторами и неограниченными возможностями, этот регион оставаясь несчастным, терпит одну неудачу за другой.
Существующий здесь, на Ближнем Востоке дискурс, возлагает вину на один главный фактор — Израиль с его «колониальными партнёрами», прежде всего Британией и Францией, «приведшими к созданию» Еврейского государства.
Этот аргумент, — мол, Израиль виноват во всех проблемах арабского и исламского миров, — обрёл здесь плодородную почву по нескольким причинам: во-первых, нашим соседям легче обвинять других в своих проблемах, чем искать причины своих страданий в самих себе. Тем более, Израиль, не являясь арабским или мусульманским воспринимается ими как чужеродный элемент.
Кроме того, Израиль — это государство евреев, вообще не имеющих права на суверенитет, обязанных жить под защитой ислама. Ну и ещё, конечно, играет роль горькая зависть к израильскому успеху, на фоне собственных позорных неудач.
В итоге, антиизраильский дискурс охватывает все ближневосточные сектора и классы: правителей и их подданных; образованных и невежд; религиозных и светских; элит и маргиналов; мусульман и представителей других религий; бедуинов, жителей деревень и горожан. С годами антиизраильский нарратив настолько глубоко укоренился во всем регионе, что слово «татбиа» — нормализация, в контексте установления нормальных отношений с Израилем — стало ругательным словом с совершенно отрицательной коннотацией.
В последние годы, однако возник и стал набирать силу параллельный дискурс, совершенно иной, свободный от описанных выше предрассудков, относящийся к Израилю по-другому, можно даже сказать, совсем наоборот. Трудно точно обрисовать тех, кто продвигает этот новый произраильский дискурс, но общей характеристикой для них всех является мышление, независимое от общепринятого нарратива, способность плыть против течения, противостоя критике.
Важно также отметить, что новые СМИ, которые теперь оказались в буквальном смысле в руках и на кончиках пальцев каждого человека, стали одним из факторов, позволяющих сторонникам Израиля публично излагать своё мнение, доводя его до глаз и ушей других. Такие социальные сети, как Facebook и Twitter или аппликации, позволяющие мгновенную передачу сообщений, не находясь под контролем правительственных структур, обеспечивают общественную трибуну для свободно мыслящих людей, независимых от окружающих их предрассудков и предубеждений.
Признать право Израиля
Так кто же они — сторонники Израиля в арабском мире и о чём они говорят?
Первым таким примером является кувейтский журналист по имени Абдалла Альхадлак. В недавнем телевизионном интервью он сказал, что арабы должны принять тот факт, что Израиль является независимым и суверенным государством, хотят они того или нет.
(См. видео)
«Израиль существует в действительности и обладает местом в ООН. При этом большинство демократических государств, стремящихся к миру, признают его. Но есть группа стран, которые его не признают, и все они — тирании и угнетающие режимы»,
— сообщил он, процитировав затем строки из Корана, доказывающее право Израиля на свою землю.
Он также добавил, что не приемлет ушедшие в прошлое лозунги и выражения, типа: «разбойничье образование», «сионистское образование» и т.п.
«Нет никакой оккупации, а есть народ, вернувшийся в свою обетованную землю. История детей Израиля предшествует исламу, и поэтому мы, мусульмане, должны признать право народа Израиля на эту землю. В 1948 году, когда было создано государство Израиль, не было ни одного государства, называемого Палестиной. Речь идёт о людях, живших в разных арабских странах, и называвшихся хананеями, амаликитянами и многими другими именами».
Другой пример — это очень интересная женщина по имени Нони Дарвиш. Родом она из Египта. Её отец — Мустафа Хафез был старшим офицером египетской разведки в Газе. В пятидесятые годы прошлого века он был одним из тех, кто направлял диверсантов федаинов, проводить теракты на израильской территории. Однажды израильтяне подсунули ему посылку, и когда он открыл её, скрытая в ней бомба взорвалась. Так отец Нони Дарвиш пошёл тропой каждого террориста.
На этом сайте она ведёт борьбу с радикальным исламом, культурой джихада и распространением законов шариата в западных странах, а также координируя действия в поддержку Израиля, его права на существование, самозащиту и мирную жизнь на исторической еврейской земле.
К слову, и в Израиле, вопреки тому, что считают многие евреи, среди арабов есть те, кто смотрит на вещи по-другому и осмеливается открыто об этом говорить. Одна из них — мусульманская девушка по имени Дима Тайе, которая вызвала настоящую бурю после своего телевизионного выступления на израильском арабском канале в Назарете, в котором она высоко оценила израильскую демократию, защищающую права меньшинств.
По ходу дела Тайе раскритиковала своего интервьюера, утверждавшего, что Израиль является государством апартеида:
«Любой, кто говорит об этом, должен стыдиться. Вы живете в этой стране, и у вас есть точно такие же «голубые» удостоверения личности (как и у евреев — прим. А.Н.). Вы работаете, говорите, то, что вам угодно, и учитесь тому, что хотите. А Сирия, Ирак, Египет и все остальные арабские государства, что они сделали для своих народов?»
Противостоя враждебному настрою интервьюера, Тайе продолжила настаивать на том, что Израиль в полной противоположности своим соседям по региону, является демократической страной, уважающей права всех живущих в ней людей.
«Где вы найдёте это в арабском мире? Я желаю всем жителям арабских стран жить в такой демократической стране, как Израиль. Я горжусь тем, что живу в такой стране».
Это всего лишь несколько примеров про израильского дискурса, набирающего силу в арабском мире. А среди активно распространяющих идею о том, что Израиль должен служить арабским странам источником для подражания, а не быть объектом их постоянных атак, стоит назвать ещё такие имена, как Вафа Султан, Бриджит Гэбриэль, Шахер Альнабласи, Камаль Габриэль, Валид Шуйебат и Луай Альшариф.
Ад в Газе
Наряду с отдельными людьми, открыто выступающими в арабских СМИ в защиту Израиля, есть ещё многие, кто делает это тайно, скрываясь из страха перед реакцией, исходящей от их окружения. Я сам нахожусь в личном контакте с довольно многими людьми, боящимися говорить и писать об этом, обнажив своё лицо. Истории их многочисленны и увлекательны.
Я ограничусь здесь лишь одним из таких рассказов. Каждые несколько недель я говорю по телефону с группой людей, живущих в секторе Газа, просящих и умоляющих, чтобы Израиль вернулся в сектор. По словам этих жителей Газы с тех пор, как ХАМАС захватил сектор в июне 2007 года, жизнь их превратилась в настоящий ад.
Но работа тут даже не самое главное. Есть куда более серьезная проблема, и это разница в отношение Израиля и ХАМАСа к местным женщинам и девочкам. Друзья, которые созваниваются со мной, очень хорошо помнят, что, когда Израиль контролировал сектор Газы, если армии требовалось проверить женщину на КПП или в другом месте, это делали женщины-полицейские или женщины-солдаты. Никогда не случалось такого, чтобы израильский мужчина коснулся местной женщины.
Сегодня, эта проблема стоит очень остро. Поскольку ХАМАС использует особенно унизительные методы в борьбе со своими противниками. Боевики ХАМАСа подъезжают к дому своей жертвы ночью на машинах без номеров, с закрытыми лицами, выводят из дома мужчин и издеваются над оставшимися там женщинами и девочками.
Именно этот аспект, как раз и создаёт самый важный и принципиальный контраст. Арабы, которые знают правду об Израиле, об его отношение к людям, включая арабов, понимают, что истина вовсе не у тех, кто порочит Израиль, есть ли на то причины или нет.
Арабское государство провалилось
Нам израильтянам очень важно помнить о том, что не все, кто говорит на арабском языке, ненавидят Израиль по определению. В арабском и мусульманском мире есть много людей, признающих существование Израиля не только потому, что мы не оставили им выбора, но и потому, что с самого начала они признавали наши права жить на своей исконной земле в мире и безопасности.
Точно также эти люди верят в право Израиля защищать себя и своих граждан, своё благосостояние и здоровье.
Именно в этом как раз и заключена главная арабская трагедия: как в последние годы стало ясно всему миру, в таких странах, как Сирия, Ирак или Йемен, современное арабское государство потерпело неудачу по всем параметрам, став для своих граждан не более чем инструментом убийств, насилия и лишения всех прав.
И когда именно в этом состоит главное различие между Израилем и его соседями, то не удивительно, что всё больше становится арабов готовых понять и принять право Израиля на существование, на защиту себя и своих граждан, точно так, как это делает любая другая страна мира. Может ли Израиль помочь им? Не уверен, и они это хорошо знают.
Нам остаётся лишь пожелать этим людям жить долго в здоровье и успехе. Чего, в канун праздника, я, разумеется, желаю и всему Дому Израиля.