Бумаги En+, через которую Дерипаска помимо алюминиевых заводов контролирует электростанции мощностью почти 20 гигаватт, обвалились на 19,6%, а рыночная стоимость холдинга сократилась на 1,9 млрд долларов.
Из еврооблигаций «Русала» покупатели просто испарились: на 17.06 мск на бирже не было зарегистрировано ни одной заявки на их покупку.
«Судя по тому, что опубликовал американский Минфин, реализуется максимально жёсткий подход», — указывает директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов: активы в США будут арестованы, сделки запрещены, контрагенты в случае проведения «существенных транзакций» также могут попасть под санкции.
«Российскому правительству, скорее всего, уже не имеет смысла торговаться с США по поводу снижения импортных тарифов на алюминий. О поставках алюминия в США можно, по-видимому, забыть», — говорит Тремасов.
Ситуацию для Дерипаски усугубляет огромный долг — 7,6 млрд долларов у «Русала» и 11,6 млрд долларов у En+, отмечает глава операций на фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко: рефинансировать его за рубежом теперь будет сложно, а на поставщиков, подрядчиков и покупателей Дерипаски начнется давление.
Помощь придется оказывать правительству, говорит эксперт.
Показательно и объяснение причин санкций, которые приводит Минфин США, указывает Тремасов. Это «оккупация Крыма, разжигание насилия на востоке Украины, поставки режиму Асада ресурсов и оружия для бомбежки собственного мирного населения и попытки подорвать западную демократию и вредоносной деятельностью в киберпространстве».
«По большому счёту, это прямой сигнал всем — сворачивайте операции с крупными российскими компаниями», — делает вывод он. — И похоже, что это только начало. Теперь наибольшим риском для рынка становится даже не расширение санкционного списка (угроза в данном случае может быть страшнее исполнения), а ответные действия российских властей».
Следующим под ударом санкций может оказаться «Норильский никель», говорит Ващенко. Дерипаска подал заявку на включение в его совет директоров, и если она не будет отозвана, а акционеры утвердят решение, то санкции могут последовать уже в отношении ГМК. Это станет «гораздо более сильным ударом по рынку и по экономике», предупреждает Ващенко.
Рынок акций в целом пытается демонстрировать хладнокровие: к 18.26 мск индекс МосБиржи теряет меньше 1%. Но «спокойная реакция, по-видимому, временное явление», предупреждает Тремасов.