В ходе визитов в США и Данию украинское руководство назвало «Северный поток – 2» гибридным оружием Путин
КИЕВ – Украина предлагает европейским потребителям надежный и защищенный способ поставки газа – в противовес российскому проекту «Северный поток – 2», который является новым видом гибридного оружия. Об этом сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Дании Ларсом Люкке Расмуссеном, сообщает сайт украинского правительства 26 июня.
«Это не просто газопровод. Этот новый вид гибридного оружия поставит в зависимость все страны – потребители. Украина предлагает защиту и надежное снабжение газа европейским потребителям», – сказал Владимир Гройсман, во время рабочего визита в Данию.
В свою очередь Ларс Люкке Расмуссен предложил вынести обсуждение проекта на общеевропейский уровень, с целью «серьезно и взвешенно проанализировать все риски и роль Украины как транзитера топлива», сообщает сайт украинского правительства.
«Северный поток – 2» – оружие Путина
Тем временем, находящийся с визитом в США председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий тоже назвал тактику России гибридной агрессией. Во время встречи с помощником министра обороны США по вопросам Европы и Евразии Лорой Купер украинский парламентарий отметил:
«Россия атакует не только на военном фронте, она атакует в различных сферах. И весь цивилизованный мир в ожидании, а где же Россия нападет на этот раз?» – отметил Андрей Парубий.
Председатель Верховной Рады назвал строительство газопровода «Северный поток – 2″»,
главной угрозой энергетической безопасности Европы.
«Тот, кто говорит, что это экономический проект, – лукавит, ведь «Северный поток – 2», это оружие Путина. Это инструмент России для давления и шантажа Европы», – подчеркнул Андрей Парубий.
Председатель Верховной Рады отметил необходимость создания в Украине Регионального центра противодействия российским гибридным угрозам.
Как сообщает агентство Рейтерс 27 июня, польская энергетическая госкомпания PGNiG накануне подписала соглашения с американскими Port Arthur LNG и Venture Global LNG о долгосрочных поставках сжиженного природного газа (СПГ) в очередной попытке снизить зависимость от российского сырья. PGNiG проведет переговоры с обеими компаниями об условиях закупки у каждой из них двух миллионов тонн СПГ в год в течение двадцати лет, сообщила PGNiG.
Поставки газа в рамках проекта Port Arthur LNG, штат Техас, начнутся с 2023 года. Партии проекта Venture Global LNG будут отгружаться на двух терминалах – Calcasieu Pass и Plaquemines LNG – в штате Луизиана, завершение строительства которых запланировано на 2022 год и 2023 год соответственно, отмечает Рейтерс.
«Северный поток – 2» – новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока – 2» – 55 млрд. куб. м газа в год. Суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока – 2» составляет 110 млрд. куб. м газа в год. По данным «Газпрома», «Северный поток – 2» будет введен в эксплуатацию до конца 2019 года.
«Северный поток – 2»: борьба со временем
Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов считает, что для России важно построить и запустить «Северный поток – 2» и лишь потом обсуждать возможный объем загрузки этого маршрута, так и украинской газотранспортной системы.
«Понятно, что потом никто не сможет заставить Россию заполнить украинскую трубу. Сегодня Дания еще не дала разрешение на строительство «Северного потока – 2», но что касается Евросоюза, у него нет реальных механизмов заблокировать этот проект, несмотря на то, что в Еврокомиссии и в Брюсселе к нему относятся негативно», – говорит Александр Леонов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он считает, что Германия выступает одним из главных лоббистов этого российского проекта.
«Ее бизнес-круги, политическое руководство намерено сделать из страны крупнейший энергохаб для того, чтобы иметь возможность, как в Европе, так и в России диктовать свои условия, поскольку Берлин, де-факто, станет главным европейским транзитером для российского газа», – говорит Александр Леонов.
Вместе с тем, эксперт считает, что ряд европейских стран уже сейчас готовятся к различному развитию событий в 2019 году, к моменту анонсированного запуска «Северного потока – 2».
«Польша уже заключила договор и будет закупать сжиженный американский газ. Соединенные Штаты готовы поставлять сжиженный газ в Евросоюз, и с этой точки зрения российский газ является прямым конкурентом американскому. Экономически США невыгодно допустить продолжение строительства «Северного потока – 2», и позиция Украины и определенной части Евросоюза по этому вопросу являются мотиваторами для Вашингтона.
Главный момент еще и в том, что продолжающаяся российская агрессия против Украины, позволяет Соединенным Штатам усилить санкционное давление на Кремль», – утверждает Александр Леонов.
Александр Леонов отмечает, что украинская газотранспортная система (ГТС) поддерживает условия энергобезопасности не только для Украины, но и для других страны в Европе.
«Необходимо говорить о техническом регламенте – ниже определенного объема транзит российского газа не просто не выгоден для Украины, но не позволит обеспечить украинские нормы потребления газа с возможностью поставок его в Евросоюз. В случае развития негативных сценариев, пострадают другие страны, которые причастны к транзиту российского газа по украинскому маршруту», – подчеркивает Александр Леонов.
«Поток» и энергодирективы Евросоюза
По мнению директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, «Северный поток – 2» находится на стадии реализации, скорее всего, он будет построен и реализован, если позиция правительства Германии и немецких компаний не изменится.
«Почему Германия не хочет менять позицию? Потому, что «Северный поток – 2» строится за счет «Газпрома» с очень незначительным привлечением кредитов еврокомпаний и участия европейской стороны. При такой постановке вопроса, немцам этот проект выгоден, и мы уже видим некоторое смягчение позиции Госдепартамента по этому вопросу. Раньше были ожидания резких действий со стороны Соединенных Штатов, но последние заявления говорят о том, что, по крайней мере, США воздерживаются от того, чтобы рекомендовать применение санкций против «Северного потока – 2», поскольку делается все, чтобы «поток» соответствовал энергетическим директивам Евросоюза», – говорит Сергей Толстов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Сергей Толстов считает, что на организационном уровне участники проекта «Северный поток» формально могут уменьшить долю российского участия до тридцати процентов и избежать критики со стороны США, возможности введения антироссийских санкций.
«Очевидно, что будет разделена собственность и управление проектом. Собственность будет принадлежать «Газпрому», а управление с российской долей до тридцати процентов, европейской стороне», – считает Сергей Толстов.
Главный вопрос, по мнению эксперта, сегодня не в том, каковы есть шансы для реализации одного из транзитных российских энергопроектов, а в том, почему украинская ГТС остается зависимой от внешних факторов.
«За последние шестнадцать лет украинская сторона не смогла определить возможности использования ГТС таким образом, чтобы она не зависела от внешних факторов. Мы помним встречи Шредера и Кучмы, после которой федеральный канцлер заявил, что «его пригласили на обед, который кто-то съел». Для немецкого бизнеса, который заинтересован в «Северном потоке – 2», важно, что он освобождается от хрупких отношений российско-украинского диалога, для Украины – это потеря важнейшего геополитического фактора, который заставлял Европу беспокоиться о безопасности Украины», – утверждает Сергей Толстов.
О «Северном потоке» и «газовых войнах»
В полном объеме остановить «Северный поток – 2» не получится. В этом не заинтересован большой бизнес в Германии, его партнеры по политической коалиции, в которой много лоббистов интересов России. Об этом корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» говорит политолог Борис Кушнирук.
«Этот проект на самом деле соответствует экономическим интересам Германии, которая получает газ на выгодных для себя условиях и получает дополнительные возможности. С этой точки зрения логика понятна, и я не вижу возможности, как можно его полностью остановить. Но есть факторы, которые будут влиять на этот проект – продвижение интересов США и американского сжиженного газа на европейский рынок. Это существенная причина, и Соединенные Штаты сделают все, чтобы «Северный поток – 2» существенно снизил свои объемы поставок или был экономически невыгодным», – отмечает Борис Кушнирук.
Борис Кушнирук подчеркивает, что одной из проблем всех российских «потоков» является их низкая пропускная способность в пиковые периоды потребления газа, а также отсутствие возможности аккумулировать запасы топлива для зимних периодов потребления.
«Украинские подземные газовые хранилища (ПГХ) на границе с Евросоюзом имеют чрезвычайное значение в пиковый момент подачи газа в необходимых количествах, когда нужно очень быстро и на короткое расстояние подать нужный объем газа. С этой точки зрения эти газохранилища очень важный элемент, чтобы быть и оставаться в системе поставок газа в Европе, и их значение с 50-х годов прошлого века не изменилось. Для того, чтобы у Евросоюза была возможность воспользоваться украинскими ПГХ, необходим определенный объем газа в украинской газотранспортной системе», – утверждает Борис Кушнирук.
Ранее, в историческом ракурсе, по мнению эксперта, целью создания российских газотранспортных «потоков» была подготовка к полномасштабной агрессии против Украины.
«Нужно было сделать так, чтобы у Запада пропал интерес к Украине. Тогдашним правительством под руководством премьер-министра Юлии Тимошенко блокировались: аверсный проект нефтепровода Одесса – Броды, добыча газа на шельфе Черного моря, была разыграна «газовая война» 2009 года. На самом деле это все были составляющие сценарии России, и они должны были сделать так, чтобы со стороны Запада не было интересов к Украине, и можно было проводить полномасштабную агрессию», – отмечает Борис Кушнирук.
Позиция Тимошенко, сотрудничество с Евросоюзом
Как сообщает персональный сайт Юлии Тимошенко, во время встречи 27 июня с послами стран Европейского Союза и главой представительства Европейского Союза в Украине Хюгом Мингарелли, она отметила, что «проблемы, которые сейчас переживает наша страна, являются следствием слабого управления, нефункционирования государственных институтов, коррупции и дублирования многих властных функций».
Юлия Тимошенко поблагодарила Европейский Союз за поддержку и отметила на необходимости продолжать политику санкций против страны-агрессора России до установления мира в Украине и возвращения оккупированного Донбасса и аннексированного Крыма, отмечается на ее сайте.