За неделю с 15 по 22 июня международные резервы России сократились на 6,1 млрд долларов, сообщил ЦБ в еженедельном отчете. Скорость, с которой таяли ЗВР, стала рекордной с середины декабря 2016 года (тогда за неделю ЦБ лишился 8 млрд долларов), а их общий объем — 456,3 млрд долларов — оказался минимальным за 3,5 месяца.
Резервы сокращаются «под воздействием отрицательной переоценки», объясняет ЦБ в релизе.
Регулятор имеет в виду падение цен на золото, которое составляет 18% его резервов, и снижение курса евро к доллару, говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
На 1 июня у центробанка было 62 млн тройских унций золотых слитков рыночной стоимостью 80,9 млрд долларов. За отчетную неделю стоимость драгметалла обвалилась с 1305 до 1265 долларов за унцию, что принесло убыток в 2,5 млрд долларов.
Курс евро к доллару снизился на 1,7% — с 1,18 до 1,16 доллара за евро. На 1 января (последние доступные данные) ЦБ держал в европейской валюте 21,7% от ЗВР, или 78,3 млрд евро.
Если бы эта доля сохранилась, ЦБ получил бы лишь 1,6 млрд долларов убытка на валютном курсе и 4 млрд долларов в сумме (с учетом золота).
Таким образом, Банк России, судя по всему, продолжил активно сбрасывать доллар США и мог резко увеличить в резервах долю евро (до 130-140 млрд евро) или других валют.
Напомним, в апреле ЦБ провел рекордную в истории распродажу госдолга США, распродав за месяц половину своего портфеля американских бумаг (на 47,5 млрд долларов).
Судя по статистике самого центробанка, этот процесс продолжился и в мае: объем «ценных бумаг» иностранных государств на балансе сократился еще на 17,2 млрд долларов, до 226,3 млрд.
Выведенные средства регулятор складирует на депозитах в коммерческих и центральных банках за рубежом (75,4 и 64,8 млрд долларов соответственно).
«Мы оцениваем все риски и финансовые, и экономические и геополитические, принимая решения по размещению средств», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме 19 июня.
«Золотовалютные резервы нужны для того, чтобы защитить нашу экономику от внешних рисков, в том числе при появлении рисков финансовой стабильности защитить рубль, обеспечить импорт, потому что импорт в этом нуждается, его оплачивают другой валютой», — добавила она.
Пока ставка против доллара оборачивается для ЦБ убытками: за последние три месяца регулятор купил для Минфина 15 млрд долларов на валютном рынке, используя дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. Но общий размер резервов при этом остался неизменным, напоминает Тремасов из «Локо-финанс».