«Риски для макроэкономической стабильности существенно выросли», — объясняет агентство: дефицит притока валюты по счету текущих операций растет, в то время как привлечение внешнего финансирования осложняется из-за скачка инфляции и девальвации лиры.
По оценке Fitch, потребность Турции в иностранном капитале составляет 229 млрд долларов, что делает экономику «уязвимой».
Масла в огонь подливают решения Эрдогана о расширении собственных полномочий. «Доверие к монетарной политике было подорвано заявлениями, указывающими на увеличение роли президента в принятии решений относительно кредитно-денежной политики после выборов», — говорится в пресс-релизе.
Напомним, на прошлой неделе Эрдоган назначил бывшего министра энергетики и своего зятя Берата Албайрака главой казначейства и министром финансов, а также закрепил за собой полномочия директивно назначать главу центрального банка, его заместителей и членов комитета по денежно-кредитной политике на 4-летний срок.
Зять Эрдогана заменит на посту главы Минфина Мехмета Симсека, который покинет правительство и оставит вице-премьерский портфель.
Симсек рассматривался инвесторами как последний очаг разума в турецком кабинете, его включение в состав правительства было бы позитивным сигналом для рынков и лиры, но его не последовало, говорит экономист Nomura International Инан Демир.
Эрдоган получил еще больше контроля над ЦБ, с которым конфликтует из-за вопросов денежной политики, требуя снижать процентные ставки, несмотря на обвал лиры и резкое ускорение инфляции. На май она достигла 15,39%, при том продовольствие подорожало более чем на 18%, а транспортные услуги на 24%.
Дальнейшее продолжение этой политики сулит Турции полноценный кризис, говорит аналитик Medley Global Найджел Ренделл: валютный рынок остро зависит от потоков иностранного капитала, поскольку экономика живет в условиях дефицита платежного баланса, но инвесторы продают лиры, потому что инфляция и девальвация обесценивают их вложения.
«Мы оставляем позади систему, которая в прошлом привела нашу страну к существенному политическому и экономическому хаосу», — сказал Эрдоган, который находится у власти уже 18 лет и планирует править еще шесть, называя в качестве целей возвращение исламских ценностей в жизнь общества и помощь верующим туркам, которых долгое время притесняла светская элита.