Хотя Россия и проиранская террористическая группировка «Хизбалла» в сирийской войне сражаются на одной стороне, защищая режим Асада, разногласий между ними много, и в последнее время они лишь обострились. Дело в том, что блокируя границу между Сирией и Ливаном, российские войска заодно перекрывают и каналы наркотрафика, на котором традиционно наживалась «Хизбалла».
Статья об этом в российской «Новой газете» была опубликована в тот день, когда министр иностранных дел РФ прилетел в Израиль разговаривать, предположительно, о ситуации в Сирии и когда обстрелу с территории Сирии подверглась северная граница Израиля. Автор статьи с названием «Если русские думают, что могут душить нас — они ошибаются» — Вахид эль-Хайек, из Бейрута, напомнил, что отношения между РФ и «Хизбаллой» никогда не были теплыми.
«Еще в 1985 году имел место прямой конфликт «Хизбаллы» с русскими, недавно он был описан офицером ЦРУ США Робертом Бэром в его книге «The Perfect Kill: 21 laws for assassins». Тогда «Хезболла» похитила четверых советских дипломатов возле советского посольства в Бейруте… Один из дипломатов, Аркадий Катков, был ранен во время похищения и позднее казнен, а его тело было подброшено на бейрутский футбольный стадион. Вскоре стало известно, что вдохновителем похищения был духовный лидер «Хизбаллы» аятолла Мухаммад Хусейн Фадлалла.
Этот террористический акт не остался безнаказанным. Бойцы спецназа группы «Альфа» прибыли в Бейрут, похитили родственника одного из террористов, кастрировали его, а затем убили выстрелом в голову, после чего расчленили тело и начали посылать куски должностному лицу «Хизбаллы», отдавшему приказ о похищении. «Хизбалла» быстро расшифровала это послание: три оставшихся в живых дипломата были освобождены незамедлительно«.
Вахид эль-Хайек утверждает, что это не забыто ни боевиками шейха Насраллы, ни русскими. И когда российские войска дислоцировались в провинции Хомс, это вызвало напряжение: ведь раньше район контролировала «Хизбалла». Потом россиян сменила сирийская регулярная армия, и напряжение спало, но ненадолго:
«Солдаты 11-й дивизии САР, как рассказывали очевидцы, начали протягивать вдоль границы колючую проволоку и закладывать противопехотные мины: это должно было положить конец любой контрабандной деятельности. И это не понравилось ни боевикам «Хезболлы», ни шиитским жителям района: ведь контрабанда — основной источник дохода для тех, кто живет вдоль сирийской ливанской границы, и такие действия могут лишить их всяких средств к существованию. Контрабандой через границу провозятся оружие и наркотики. Оружие из Ирана через сирийские и иракские территории поступает в Ливан, а наркотики идут ровно обратной дорогой. Ливанский гашиш считается лучшим и самым дорогим на европейском и арабском рынках — «ливанский красный», например, самый популярный сорт в кафе Амстердама. Наркотики — это бизнес на 175 миллионов долларов в год.
Ввиду этих событий жители отправили лидера ополченцев из местного проасадовского движения «Национальный щит» Мухаммеда Джафара в качестве переговорщика к российским военным. Они передали русским сообщение о том, что их присутствие не приветствуется, и что любые попытки закрыть маршруты контрабанды будут иметь серьезные последствия. «Мы проливали свою кровь и теряли наших детей в борьбе с терроризмом. Среди нас в сотни раз больше мучеников, в сравнении с потерями русских, и если они думают, что могут осадить нас, они ошибаются», — приводит газета слова одного из бойцов «Хизбаллы», жителя городка на границе между Сирией и Ливаном.
Быть может, к подобным угрозам стоит отнестись серьезно. Хотя отношения между Россией и «Хизбаллой» внешне выглядят чрезвычайно нестабильными. Вспомним, что в сентябре 2017 года Россия защищала «Хизбаллу» за кулисами Совета Безопасности ООН — когда речь шла о продлении мандата миротворческих сил в Южном Ливане. Израиль и США хотели, чтобы решение предоставляло войскам ЮНИФИЛ все возможности для противодействия «Хизбалле», которая обвинялась в проведении военных действий в этом районе, в нарушение резолюции ООН 1701. Но российские дипломаты воспротивились проведению такой формулировки, пригрозив в противном случае воспользоваться правом вето, чтобы не допустить принятия данного решения.
Теперь же, как сообщалось ранее, Россия предлагает отодвинуть иранские вооруженные формирования и шиитские милиции на 100 километров от израильско-сирийской границы. Израиль настаивает на том, чтобы с территории Сирии было выведено также оружие дальнего радиуса действия, способное преодолевать предложенную зону безопасности.
«Детали».