Несмотря на то, что община Абаюдая из Уганды еще не признана еврейской, примерно три десятка человек из нее уже прибыли в Израиль и успели побывать у Западной Стены.
Исаак Вамани неоднократно обращался в израильское посольство с просьбой выдать ему въездную визу, однако особого успеха не снискал. Но потом он узнал, что планируется привезти в Израиль группу из Уганды по программе «Таглит». В рамках этой программы организуются бесплатные поездки в нашу страны молодых евреев со всего мира. И Вамани воспользовался предоставившейся возможностью.
«С шестнадцати лет я мечтал о том, чтобы приехать в Израиль, — говорит он. — И теперь, наконец, оказавшись здесь, я чувствую какую-то нерасторжимую связь с этим местом. Я, действительно, плакал, когда впервые увидел Стену плача».
Вамани 23 года, он студент факультета массовой коммуникации в Международном университете Кампалы и один из тридцати шести участников упомянутой группы – первой из Уганды, прибывшей в Израиль по программе «Таглит».
Все эти угандийцы принадлежат к общине Абаюдая, которая сто лет назад приняла иудаизм, однако только в последние годы ее вопросом подтверждения у них иудейской веры занимались, в основном, раввины, представляющие консервативное течения в иудаизме.
Нынешним участникам программы из Уганды пришлось преодолеть колоссальные препятствия, чтобы попасть в еврейское государство. Тот, что они родом из восточной Африки – не единственное, что их отличает от других групп «Таглита». Есть еще одно: израильское правительство по-прежнему не признает их евреями.
В последние годы десяткам представителей этого сообщества, подобно Вамани, отказывали в предоставлении въездной визы. В декабре прошлого года один из угандийцев Абаюдая, записавшийся на учебную программу в иерусалимскую иешиву, принадлежащей «консерваторам», был задержан в аэропорту им. Бен Гуриона и на следующее утро депортирован без объяснения причин. Несколько месяцев назад другой угандиец из сообщества подал прошение о репатриации в соответствие с Законом о возвращении — но получил отказ.
В Абаюдая выражали обеспокоенность тем, что группе, отобранной для поездки по программе «Таглит», могут не разрешить въехать в Израиль. Опасаясь фиаско, руководство программы хотело было отменить запланированную поездку, но Еврейское агентство «Сохнут» связалось с МВД Израиля и получило от него обязаительства не чинить никаких препятствий. «Маром олами» — отдел по работе с молодежью при Всемирной организации консервативного движения, — помог с логистикой предполагаемого маршрута, и поездка состоялась.
Потому в минувший понедельник первая группа людей из Абаюдая, одетых в белые футболки с логотипом «Таглит», собралась у Мусорных ворот Старого города, чтобы принять участие в церемонии освещения нового свитка Торы в эгалитарном молитвенном пространстве Западной стены. Этот свиток был подарен им молитвенным домом «Бейт Ам» в Маргейте, штат Флорида.
После того, как протрубил шофар, отмечая начало церемонии, угандийцы из «Таглита» двинулись по направлению к Западной стене. Они пели и танцевали все время шествия процессии. Высокий молодой человек в темных солнцезащитных очках и в тфилине нес свиток Торы, а четверо его друзей держали над ним навес, защищающий его от жгучего солнца. Другие танцевали вокруг них, и вся эта танцующая, поющая и ликующая группа привлекала всеобщее внимание.
После того, как процессия достигла конечного пункта, началась утренняя молитва – шахарит. Многие женщины из группы покрывали голову молитвенными покрывалами. Мужчины и женщины молились вместе, а когда началось чтение Торы, повторять текст вызывали вначале женщин.
Рахель Насинза, 21-летняя медсестра, говорит, что она мечтала посетить Израиль «очень и очень давно», и наша страна оказалась совсем иной, нежели она себе ее представляла. «Я думала, что там будут повсюду солдаты, потому что везде подстерегает опасность, и что эта страна представляет собой одну большую пустыню». А для Соломона Валусимби, 22-летнего студента юрического факультета, главным стало посещение тех мест, о которых он читал в Торе много лет. «Мы побывали на горе Гильбоа и на горе Арбель, так я увидел, что они действительно существуют», — пояснил Валусимби.
Самым сложным для угандийцев оказался визит в Яд Вашем, — мемориал памяти жертв Холокоста. «Это было шоком для многих из них, — делится впечатлениями Сара Набаггала, 27-летний адвокат, одна из лидеров группы. – Они ничего не знали о Холокосте, и можно себе представить их потрясение. Они не сдерживали слез». Йонит Нагуди, 27-летняя аспирантка, подтвердила, что ей не очень просто придти в себя после посещения Яд Вашем: «Я никогда не испытывала такого взрыва эмоций. Невозможно без боли воспринимать то, как пытали и как убивали наших братьев и сестер. Я просто не смогла смотреть на некоторые фотографии, и не перестаю думать о том, что мы узнали».
Джуди Мальц, «ХаАрец». М.К. «Детали»