Шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов – о новых деталях расследования по делу об отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери
В Кремле не хотят впредь вступать в дискуссию со СМИ по «делу Скрипалей», отравленных боевым нервно-паралитическим веществом в британском городе Солсбери, передают в понедельник медиа со ссылкой на пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
«Мы не будем больше вести разговор со средствами массовой информации. BBC не может что-то подтвердить, BBC может выдвинуть предположение или еще что-то. И, поскольку вся дискуссия ведется на уровне СМИ, мы, как Кремль, больше не хотим в этой дискуссии участвовать», – заявил Песков.
Таким образом, пресс-секретарь фактически проигнорировал вопрос о том, был ли президент неправильно проинформирован о личности двух россиян, подозреваемых британцами в отравлении Сергея Скрипаля и его дочери.
Как сообщила ранее газета Telegraph, британская полиция идентифицировала третьего сотрудника российской военной разведки (ГРУ), который, как считают, проводил рекогносцировку перед покушением в Солсбери.
Русская служба «Голоса Америки» поговорила о политике российских властей в контексте расследования «дела Скрипалей» с шеф-редактором интернет-издания Insider Романом Доброхотовым.
Виктор Владимиров: В Кремле отказались впредь участвовать в дискуссии со СМИ по «делу Скрипалей». О чем это, на ваш взгляд, свидетельствует?
Роман Доброхотов: Это довольно закономерное решение, поскольку говорить им, собственно, и нечего. Уже с конца прошлой недели стало понятно, что, судя по всему, они будут вообще уклоняться от каких-либо комментариев в надежде, что внимание к этой теме постепенно начнет сходить на нет. Но вряд ли эти надежды обоснованы. Потому что расследование продолжается, находится в центре внимания мировых СМИ и будет находиться там еще долго. Также очевидно, что поступят еще и официальные требования Британии предоставить информацию о российских «туристах» и других деталях, имеющих отношение к делу. Так что ожидать, что все «само по себе рассосется» , это какой-то детский подход к серьезным вещам. Думаю, это не сработает.
В.В.: Пресс-секретарь Владимира Путина ушел от ответа на вопрос, был ли президент неправильно информирован о личностях «Боширова» и «Петрова». А как вы думаете, могли ли главу государства ввести в заблуждение?
Р.Д.: На самом деле, мне кажется, что ответы на все вопросы уже есть. Мы отлично знаем, что Владимир Путин обо всем был очень хорошо информирован, поскольку лично вручал орден Героя России Чепиге (по версии независимых расследователей, настоящая фамилия «Боширова» — В.В.), следовательно, он имел полное представление о том, кто это такой. Президент, разумеется, был в курсе операции. Такие операции никогда не проводятся без приказа с самого верха. Это все же министерство обороны, здесь вертикаль власти выстроена лучше, чем где бы то ни было в стране. Поэтому невозможно себе представить, что такая важнейшая политическая спецоперация прошла без приказа верховного главнокомандующего. В общем, все достаточно очевидно. Точно также очевидно, что власти продолжат все отрицать. У них попросту не просматривается другого выхода. Ведь не выйдет же Путин и не скажет: «Да, я заказал убийство Скрипаля, считаю, что это нормально, с предателями надо расправляться». Сильно сомневаюсь в том, что он когда-нибудь даст такое интервью.
В.В.: Услышим ли мы в ближайшее время новые откровения двух российских «туристов»?
Р.Д.: Главное, я надеюсь, что они еще живы. Еще, конечно, понятно, что жизнь их теперь сильно изменилась. Они привлекают огромное внимание к себе. И либо им придется прятаться где-то в глухой провинции или в шалаше в Финляндии, вдали от любопытных глаз, либо властям придется провернуть ту же историю, что и с Луговым (экс-сотрудником ФСБ, позже депутатом Госдумы, обвиняемым Великобританией в причастности к убийству Александра Литвиненко – В.В.) и сделать их публичными личностями. Но интуиция мне подсказывает, что даже этого не произойдет.
В.В.: А что все-таки, по-вашему, подтолкнуло власти к тому, чтобы «Боширов-Петров» дали интервью RT?
Р.Д.: Думаю, это решение было связано с тем, что в случае с Луговым подобная тактика сработала более-менее успешно. Хотя Луговому и мало кто поверил, но он, в общем, довольно уверенно держался перед камерами. А здесь ребята оплошали по полной программе. Не ожидали, видимо, что это получится так смешно и станет интернет-мемом для всей страны. Кроме того нынешняя реальность не такая, как в 2006-м. Вся Россия сидит в соцсетях, все дотошно обсуждается, все смешное мгновенно высмеивается.
В.В.: В СМИ писали, что сотрудник вашего издания выехал за рубеж из-за опасения преследований со стороны властей в связи с расследованием. Насколько это так?
Р.Д.: Действительно, Сергей Канев выехал за границу в связи с готовящейся против него провокацией. Только это не имеет никакого отношения к расследованию по «делу Скрипалей». Потому что, во-первых, это произошло месяц назад, когда расследование только началось, а, во-вторых, Сергей Канев участвовал в первой части расследования, но все-таки не был одним из основных авторов. Поэтому в любом случае это трудно назвать взаимосвязанными вещами.
В.В.: А вы исключаете преследования в отношении вас?
Р.Д.: Исключать ничего нельзя. Но я надеюсь, что пока мы находимся в центре внимания общественности, мы в какой-то относительной безопасности. Поэтому нам, скорее, более безопасно продолжать свое расследование, чем останавливаться.
В.В.: Готовите новые публикации?
Р.Д.: Думаю, на этой неделе опубликуем новую часть расследования, но какую, пока еще не решили. Скорее всего, она будет посвящена либо тому, как они («Петров-Боширов») получили визу, либо, если найдем «Петрова» или его следы, то поставим это в первую очередь. Но какая-то из этих двух частей выйдет точно.