Одна из последних шикарных резиденций в Нью-Йорке, являющаяся ярким архитектурным шедевром золотого века в Америке, уходит с молотка за 50 миллионов долларов. Этот роскошный дом, расположенный на Пятой авеню в Верхнем Ист-Сайде на Манхэттене, с 1946 года принадлежащий Югославии (теперь странам-правопреемницам), имеет не только впечатляющий вид, но и связан с интересными и судьбоносными событиями.
Этот величественный дом общей площадью 1800 кв. метров был построен в 1905 году для Роберта Ливингстона Бикмана (впоследствии ставшего губернатором Род-Айленда) американским архитектурным бюро, которое создавало знаменитый вокзал Гранд Сентрал Стейшн. В нем ярко отражены элементы роскоши и богатства, повторяющие модный в те времена образ французских аристократических дворцов.
Мраморные лестницы и балюстрады, огромные фрески и оригинальные деревянные панели, а также много золоченных элементов декора сделали этот особняк похожим на настоящий королевский дворец. В общей сложности в доме было создано 32 комнаты, восемь из которых – ванные, несколько гостиных и просторных холлов, спальни и кабинеты, кухня и столовая, а также комнаты для прислуги.
Постройка и оформление этого дома биржевому дельцу обошлось в весьма крупную, по тем временам сумму – 60 тысяч долларов. Но со временем дом очень выгодно был продан внучке владельцу железной дороги – Эмили Торн Вандербильд Слоун Уайт.
Эта светская дама привнесла еще больше роскоши и добавила немного утонченности в интерьер особняка. Так, на его потолках появились фрески с изображением ангелов и позолоченные гипсовые фигурки херувимов. Ну а в остальном особых реконструкций в доме семьей Эмили не производилось, поэтому уникальный интерьер оставался долгое время нетронутым, сохраняя атмосферу аристократической роскоши до самой смерти хозяйки.
Уже в послевоенные годы, когда экономика Америки переживала не лучшие времена, этот особняк был продан за 300 тысяч долларов югославскому правительству. Начиная с 1946 года он использовался в качестве дипломатического представительства Югославии в Нью-Йорке.
С этих пор и начались особые преобразования и интриги в истории этого роскошного дома. В первую очередь в тех кабинетах, где проходили встречи и переговоры на высшем уровне, были установлены не только пуленепробиваемые окна, но и специальные приспособления, которые называются «решеткой Фарадея». Такие новшества и обустройства давали гарантию того, что ни одно слово не будет услышано шпионами, что существенно упрощало проведения различных встреч во времена холодной войны, ведь тогда Югославия была представительницей социалистического блока.
Эта резиденция больше всего «прославилась» во времена правления югославского лидера Иосипа Броза Тито, который проводил в ней не только официальные судьбоносные встречи, но и весьма шумные светские вечеринки. Самые неприятные моменты случались во время нескольких покушений на Тито, которые происходили как в этом доме, так и вне его.
Поскольку Иосип Тито являлся одним из лидеров международной организации Движения неприсоединения, он очень часто проводил встречи и переговоры с главами других государств, именно в этой дипломатической резиденции. И это стало главным мотивом террористического акта, приведшего к взрыву бомбы, заложенной под главной лестницей, что стало причиной повреждения некоторых частей дома.
Свидетелем еще одного кровавого события пришлось стать этому особняку, когда в него ворвались вооруженные хорватские националисты и убили одного из охранников дипломатической миссии, правда обошлось без разрушений.
Уже после распада СФРЮ в 1992 году вся иностранная недвижимость была разделена ООН между пятью созданными вместо ее государствами. В общей сложности коммунистическое наследие составило 50 довольно роскошных зданий, разбросанных по всему миру.
Сейчас ведутся переговоры об их продаже и разделении денежных средств между собой, но страны-преемницы никак не могут достигнуть договоренностей и только 4 объекта, включая нью-йоркский особняк, выставили на продажу. Поскольку страны так и не смогли придти общему мнению, был потерян потенциальный покупатель миллиардер Джошуа Харрис, который и предложил 50 млн. долларов.
Так и не дождавшись положительного ответа на свое предложение Харрис нашел другой особняк. Только теперь, осознав свою ошибку стороны все-таки пришли к обоюдному согласию, но найдутся ли еще желающие – неизвестно.