За январь-июнь общий объем прямых иностранных инвестиций из Китая в РФ сократился на 24%, сообщил в ЦБ в среду.
По итогам полугодия китайские инвесторы забрали 1,005 млрд долларов, а общий объем их вложений упал до 3,184 млрд долларов.
Почти весь отток был связан с непосредственным сокращением присутствия в России: 92% суммы (921 млн долларов) бизнес вывел напрямую из капитала российских компаний.
В целом Китай активно наращивает инвестиции за рубеж: по данным Минкоммерции, за январь-июль китайские компании вложили 65 млрд долларов в 4 тысячи иностранных предприятий в 152 странах и регионах мира, что на 14% больше показателя за прошлый год.
Но России из этих средств не досталось ничего. По данным ЦБ, отток китайских инвестиций продолжается четвертый квартал подряд, а их текущий объем на треть меньше, чем был до присоединения Крыма (4,542 млрд долларов).
В общей структуре иностранных инвестиций в РФ на Китай приходится меньше 1%. А общая сумма вложений в 49 раз меньше, чем у Кипра (148 млрд долларов) и 6 раз меньше, чем у Германии (18 млрд долларов).
Крупные российско-китайские инвестиционные проекты, которые анонсировались с помпой, пока заканчивались ничем. Идея продать китайской CEFC долю в «Роснефти» сорвалась после ареста главы компании Йе Яньминя, обвиненного в экономических преступлениях.
Проект высокоскоростной железной дороги «Евразия» — из Пекина через Москву в Берлин — был признан нерентабельным.
Попытка Минфина России выйти на китайский рынок и начать занимать в юанях также остается подвешенной в воздухе больше четырех лет. Выпуск юаневых ОФЗ, который изначально планировали на 2016-й год, затем перенесли на 2017-й, до сих пор не получил окончательного согласования властями Китая, заявил в октябре замглавы Минфина Сергей Сторчак.
Последняя попытка привлечь китайские деньги состоялась в июне, когда президент Владимир Путин посетил саммите Шанхайской организации сотрудничества в Циньдао. По его итогам было принято подготовить технико-экономическое обоснование торгового договора с КНР, который должен стать аналогом Транстихокеанского партнерства. Готовить ТЭО планируется 2,5 года, сроки реальных инвестиций не ясны.