На торгах во вторник февральские фьючерсы на Brent обвалились на 6% — до 55,89 доллара за баррель, нового минимума с октября 2017 года.
Падение на Нью-Йоркской бирже NYMEX достигало 8% — контракты на WTI продавались по 46,11 доллара, вернувшись на уровни августа 2017-го.
Распродажа на рынке дошла до стадии паники, отмечает стратег Confluence Investment Management Билл О’Грейди. Макростатистика становится все мрачнее и ставит ряд неприятных вопросов, главный из которых, сможет ли мировая экономика предъявить спрос на нефть в тех объемах, на которые рассчитывают добывающие страны, пишут аналитики Commerzbank.
Индекс деловой активности (PMI) в США опустился с 55,3 до 53,9 пункта, в Германии — с 55 до 52,2 пункта. Тот же показатель для промышленности Китая свалился в зону рецессии (50 пунктов) впервые с лета 2016 года.
По данным МЭА, в ноябре в Китае без конечных покупателей осталось 42 млн баррелей сырой нефти — избыток в коммерческих хранилищах вырос рекордно за все время статистики. Запасы в США выросли на 38 млн баррелей в с октября и превысили прошлогодний уровень.
По прогнозу ОПЕК, в следующем году мировой спрос должен вырасти на 1,3 млн баррелей в сутки, но даже в этом случае, чтобы сбалансировать рынок картелю и России придется сократить собственное производство на 1,2 млн баррелей в день.
Пока же добывающие страны качают по максимуму, стараясь выжать последние нефтедолларовые доходы, пока новая сделка ОПЕК+ не связала им руки.
Россия, по данным Reuters, в декабре увеличила добычу до 11,42 млн баррелей в день. Саудовская Аравия объявила беспрецедентные скидки для покупателей в Азии, «сбросив» от 1 до 2 долларов за баррель на январские партии легких сортов.
«Крупные нефтедобытчики могут сколько угодно говорить о скоординированных действиях, но в конечном итоге, как правило, каждый играет сам за себя», — говоритДэвид Мэдден, аналитик CMB Markets UK.
«Все вертится вокруг страхов рецессии, — рассуждает О’Грейди из Confluence: инвесторы повсеместно бегут из рисковых активов, по мере того как мировая экономика замедляется, а центробанки сворачивают мягкую политику, снабжавшую рынки дешевыми деньгами. Не устояли даже фондовые индексы США, рухнувшие до минимумов с октября 2017-го.
У цен на нефть «одна дорога — и она ведет вниз», пессимистичен старший аналитик PVM Oil Associates Томас Варга. — Любая попытка отскока будет наталкиваться на ожесточенную волну продаж».