К 13.56 мск бумаги компании упали в цене на 2,21%, до 410,6 рубля, а в ходе сессии опускались более чем на 3%, обновив минимум за месяц (406,7 рубля).
По оценке S&P, на начало 2018 года «Роснефть» вложила в поддержку венесуэльской экономики не менее 5 млрд долларов. Это 330 млрд рублей по текущему курсу — 10% годовых доходов компании от продажи сырья за рубеж и три четверти запасов наличных на ее счетах (434 млрд рублей на конец третьего квартала).
«Роснефть» реализует 5 нефтяных проектов в Венесуэле совместно с находящейся в состоянии дефолта национальной добывающей компанией PDVSA: в трех из них (Petromonagas, Petroperija и PetroVictoria) у «Роснефти» — 40%, в двух других (Boqueron и Petromiranda) — 26,6% и 32% соответственно.
«В случае смены политического режима российская компания рискует потерять все инвестиции в проблемной латиноамериканской стране», — констатирует аналитик «Альпари» Александр Разуваев.
Помимо США лидера венесуэльской оппозиции признали президентом Колумбия, Парагвай, Эквадор, Перу, Коста-Рика, Чили, Аргентина, Канада и Бразилия. Евросоюз проводит консультации и пока не принял решения. Мексика и Куба поддержали Мадуро.
Вице-президент Штатов Майкл Пенс тем временем обратился к народу Венесуэлы и армии с призывом поддержать демократию. В ответ Мадуро объявил о разрыве дипломатических отношений с «империалистическим правительством США» и потребовал, чтобы американские дипломаты в течение 72 часов покинули страну.
Фактически Венесуэла находится в состоянии двоевластия: хотя Гуайдо и пользуется поддержкой народа — тысячи человек приняли участие в антиправительственных протестах в среду, — Мадуро по-прежнему контролирует, армию, суды, казну, государственного нефтяного гиганта, а также службы безопасности, которым за три дня протестов удалось задержать 218 человек.
«У слова президент нет смысла, пока вы не получили бразды правления, — говорит Грегори Уикс, профессор политологии в Университете Северной Каролины в Шарлотте. — А у вас их не будет, пока вы не имеете контроля над вооруженными силами».
Гуайдо предложил амнистию военным, которые присоединятся к оппозиции. «Армия отвергает любого самопровозглашенного президента или президента, за которыми стоят темные силы», — заявил в ответ министр обороны Падрино Лопес.
Рынок, впрочем, с оптимизмом смотрит на перспективы свержения Мадуро, за 6 лет которого экономика Венесуэлы рухнула на 33%, национальная валюта обесценилась в 44 тысячи раз, а инфляция разогналась до 1 700 000%.
Котировки дефолтных облигаций Венесуэлы резко выросли в среду после того, как Гуайдо объявил о намерении добиваться международной помощи и восстановления отношения с держателями венесуэльского госдолга общим объемом 140 млрд долларов.
Евробонды Венесуэлы с погашением в 2038 году и в 2027 году подскочили более чем на 11%. Оба выпуска стоят около 30% от номинала впервые почти за год.