Европейские ученые выяснили, что уже в возрасте трех дней дети способны выделять в потоке речи отдельные слова. Активность мозга младенцев оказалась разной для слов, которые подчиняются фонетическим правилам, которым их обучили, и слов, которые эти правила нарушают.
Понимание речи предшествует способности говорить: прежде чем ребенок произнесет свое первое слово, он должен научиться выделять слова на фоне речи. Допустим, очень часто первое слово ребенка — слово «мама». Родитель, который учит младенца его произносить, может либо делать это в форме просьбы («Малыш, скажи «мама»»), либо повторять слово несколько раз. В итоге ребенок выучит слово, но для него это будет отдельной языковой единицей, независимой от всех других, окружающих его в процессе обучения.
Проверить, умеют ли младенцы определять фонетические зависимости в языке сразу же после рождения, решили ученые под руководством Аны Фло (Ana Fló) из Международной школы передовых исследований (Триест, Италия). Исследование было проведено с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области (фБИКС) — такой метод, подобно фМРТ, направлен на изучение изменений насыщения крови головного мозга кислородом, который сопровождает активность определенных участков.
В исследовании приняли участие трехдневные младенцы, рожденные италоговорящими матерями. Исследование было поделено на две части. В первой части в качестве основного фонетического параметра ученые использовали так называемые статистические особенности слогов. Носитель языка хорошо понимает, какой слог может следовать за определенным слогом, а какой — не может: к примеру, в русском языке после «ба» может быть слог «бу» (например, «бабушка») или «нан» («банан»), но не может быть слога «ав». Сорок младенцев, которые приняли участие в исследовании, послушали несколько псевдослов, состоящих из привычного для итальянского языка слогов (например, «lamipe» или «telugo»): каждый слог мог идти в паре с каждым другим с определенной вероятностью.
При проверке ученые включили младенцам слова в своеобразном речевом потоке, чередуя их с так называемыми «полусловами» — псевдословами, начинающимися с конечного слога одного слова и заканчивающимися начальным слогом другого слова. При обработке полуслов активность мозга младенцев была выше, чем при обработке слов, которые они уже знали: согласно теории привыкания, которая утверждает, что ответ на знакомый стимул снижается со временем, это значит, что младенцы успешно могли отличить настоящие слова от придуманных полуслов.
Во втором эксперименте выделить слово необходимо было по его просодическим характеристикам. Для этого ученые взяли те же самые трехслоговые псевдослова, что и в первом эксперименте, и зачитали их младенцем с интонацией, которая используется при произнесении коротких фраз на итальянском языке, также состоящих из трех слогов (например, во фразе «Come va?» — «Как дела?», интонация идет вверх в первом слове и понижается к концу второго). В тестовой части были взяты как слова со знакомой младенцам интонацией, так и полуслова (то есть такие, в которых интонация была взята из разных выученных псевдослов). Ученые получили те же результаты, что и в предыдущем эксперименте: активность мозга при прослушивании полуслов в речевом потоке была выше. Интересно, что более активным и в том, и в другом эксперименте было правое полушарие, хотя за обработку речи, в основном, отвечает левое. При этом ученые уточняют, что правое полушарие отвечает за регистрацию изменений в речи, поэтому его активность в данном исследовании неудивительна.
Данные, полученные учеными, могут говорить в пользу врожденной способности к языку у человека. Тем не менее, ученые уточняют, что в дальнейших исследованиях необходимо проверить, могут ли дети определять границы слов в раннем возрасте без предварительного обучения, которое присутствует в настоящей работе.
Статья опубликована в журнале Developmental Science.