Непосредственно добыча драгметалла выросла на 4% — до 264,41 тонны. Остаток — это попутное золото (15,44 тонны) и результаты вторичной переработки (34,57 тонны).
Из общего объема производства на экспорт в виде аффинированного золота ушло лишь 17 тонн. По сравнению с 2017 годом поставки на мировой рынок рухнули в 3,3 раза, приводит «Интерфакс» статистику ФКУ «Пробирная палата России».
87% всего произведенного в РФ золота — 274 тонны — скупил в резервы Центробанк, нарастивший скорость пополнения ЗВР до абсолютного рекорда.
Если в начале 2010х ЦБ РФ приобретал в среднем по 40-50 тонн за полгода, то после начала санкционной войны с Западом в 2014 году — увеличил операции вдвое (в среднем по 100 тонн за 6 месяцев).
Новый виток санкций в апреле 2018-го, когда под угрозой международной изоляции оказались все фигуранты российского списка Forbes, а в конгрессе США был дан ход законопроекту об ограничениях на инвестиции в долговые бумаги правительства РФ, снова заставил ЦБ торопиться.
В России золото считают «100-процентной защитой от правовых и политических рисков», объяснял в августе первый зампред ЦБ РФ Дмитрий Тулин: физические слитки невозможно арестовать, как, например, валюту, треть которой ЦБ хранит на депозитах в иностранных банках, или ценных бумаги, которые также лежат в депозитариях за рубежом.
По данным Всемирного совета по золоту, на Россию приходится 8% мировой добычи драгметалла и 7% его общего производства (с учетом вторичной переработки).
Скупая золото, ЦБ де-факто убирает с рынка около 6% мировых поставок и «в определенной степени поддерживает котировки желтого металла», говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Дмитрий Пучкарев.
Если предположить, что российское золото вновь окажется на мировом рынке, это может снизить его цену с нынешних 1350 до 1200 долларов за унцию, прогнозирует он. Для ЦБ, накопившего в резервах 2113 тонн общей стоимостью 86,9 млрд долларов, это будет означать потери на 9,6 млрд долларов.
Впрочем, такой сценарий крайне маловероятен, отмечает Пучкарев: Банк России покупает золото не для спекуляций, а с целью защиты от санкций. «В данной ситуации падение цен на золото выглядит меньшим из зол», — говорит эксперт.
Хотя скупка золота вписывается в стратегию на дедолларизацию, а в прошлом году ЦБ сбросил гособлигации США более чем на 80 млрд долларов, на деле прямой связи между этими операциями нет: выведенные из американских бумаг доллары в драгметалл не перекладываются.
ЦБ скупает золото у российских золотодобытчиков и за счет денежной эмиссии, или другими словами «печатного станка», объяснял ранее директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов: слитки покупаются в обмен на «свеженапечатанные рубли». «По сути, это резервы, возникающие из ничего. Эмиссия в чистом виде», — говорил Тремасов.