Брюс Ли – потомок роттердамского шойхета
Легендарный гонконгский и американский актер, режиссер, мастер кунг-фу Брюс Ли – кумир молодежи 70-80-х, знаменитый на весь мир китаец, перевернувший представление о роли боевых искусств в кино.
Однако, как выясняется, Брюс Ли, несмотря на всю свою образцовую «китайскость», имеет еврейские корни. Об этом говорится в новой биографической книге «Жизнь Брюса Ли», автором которой стал американский писатель и знаток восточных единоборств Мэттью Полли.
Полли в своей книге рассказывает историю о том, как еще в середине позапрошлого века сын роттердамского шойхета некто Мозес Хертог Босман, не пожелавший продолжать дело отца, однажды сел на корабль и отправился на восток к далеким китайским берегам в поисках новой жизни. Там Босман занялся бизнесом, поставляя китайских рабочих-кули на строительство железной дороги в Калифорнию, и в конечном счете получил должность голландского консула в Гонконге. Новоиспеченный консул, как водится, взял себе местную конкубину, прижил с ней шестерых детей, которым по названию отцовской родины (Holland) давали первое имя Хо. В 1869 году он разорился, уехал в Калифорнию, взял там имя Чарльз Генри Морис Босман, женился на американке и больше не интересовался судьбой китайской родни.
Его бывшая конкубина Чи Цзе, чтобы прокормить шестерых детей, стала наложницей у торговца скотом Куока Чуня. Хотя тот не слишком жаловал приемных детишек с европейской внешностью, но все же отдал их в престижную Центральную школу, где изучали английский язык. Повзрослев, дети занялись бизнесом, разбогатели, и один из них Хо Ком Тун стал вторым человеком в Гонконге по размеру капитала. У него было двенадцать конкубин и еще одна загадочная «британка-любовница» в Шанхае, о которой ничего не известно, кроме того, что она и родила Хо Ком Туну дочь Грейс Хо.
Это и была мать Брюса Ли – на четверть голландская еврейка, наполовину англичанка и лишь на четверть китаянка. Изучению иероглифов она предпочитала английский и французский, приняла католичество и интересовалась западной медициной. Грейс вышла замуж за актера-комика Ли Хой Чена. Брюс родился в 1940 году в Сан-Франциско, во время гастролей китайской оперы, в которой работали его родители, став американцем по рождению.
Давно известно, что Брюс Ли считал свою мать «наполовину немкой», и что во время учебы в школе в Гонконге другие дети считали его чужаком и насмешливо обзывали «не китайцем». Однако лишь в недавно вышедшей биографии впервые были проделаны серьезные изыскания относительно более далеких предков Брюса, его загадочной бабушки-британки, а также прадедушки-еврея.
Вряд ли многочисленные поклонники Брюса Ли по всему миру представляли себе, что их кумир был правнуком голландского еврея и праправнуком абсолютно кошерного шойхета.
Возможно, именно «еврейская жилка» Брюса Ли сделала его не просто мастером и популяризатором кунг-фу, а одним из самых знаменитых деятелей кино, актером, режиссером, продюсером, проложившим путь китайским боевым искусствам в мировой кинематограф.
Судьба «дракона»
Брюс Ли (27 ноября 1940, Сан-Франциско — 20 июля 1973, Гонконг) — гонконгский и американский киноактер, режиссер, сценарист, продюсер, популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств, постановщик боевых сцен и философ.
Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско в год Дракона и в час Дракона по китайскому календарю (между 6 и 8 часами утра) во время американских гастролей его родителей — актера-комика кантонской китайской оперы Ли Хой Чена и его жены Грейс Ли. Мать Грейс Ли имела евроазиатские корни (была наполовину немкой) и воспитывалась в семье гонконгского магната Роберта Хотхуна, отец был китайцем.
Брюс Ли начал сниматься в кино буквально с пеленок. В возрасте трех месяцев он снялся в фильме «Золотой ворот девушки» (роль младенца), в возрасте 6 лет — в картине «Зарождение человечества». Бытовало заблуждение, будто Брюс Ли никогда не снимался со своим отцом, но это неправда. В детстве и отрочестве Брюс Ли был довольно хилым, в кино в основном снимался в роли «трудного» ребенка или задиристого уличного сироты. Как и многие молодые люди, Брюс с детства интересовался боевыми искусствами, но серьезно ими не занимался, а в школе особым усердием не отличался.
В 1954 году Брюс начинает брать уроки ча-ча-ча, а через 4 года выигрывает чемпионат по этому танцу в Гонконге. Тогда же исполняет главную роль в фильме «Сирота» и участвует в межшкольных соревнованиях по боксу (наносит поражение Гари Элмсу, три года удерживавшему титул чемпиона). После этого Брюс решил серьезно заняться кунг-фу. Его первый учитель вспоминал, что Брюс пришел к нему и сказал: «Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу. А я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями – вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался очень талантлив, он буквально за три дня занятий освоил движения техники тайцзицюань, базовое обучение которым обычно занимает недели. С той поры Брюс никогда надолго не оставлял занятия кунг-фу и постоянно тренировался.
Потом его основным стилем в кунг-фу стал стиль вин чун, который он изучал в Гонконге с 1956 года у мастера Ип Мана. Брюс Ли внес значительный вклад в популяризацию данного стиля и принял участие в нескольких тематических кинолентах (например, «Кулак ярости»). Этот стиль делает акцент на ведении боя без оружия, хотя Ли овладел и оружием. Особенно хорошо ему удавалось обращение с нунчаку. Позднее он также изучил дзюдо, джиу-джитсу и бокс. А затем Ли разработал свой стиль кунг-фу под названием джиткундо.
В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл к знакомой отца Руби Чоу, которая имела свой ресторан. Она взяла его на работу официантом.
В Америке Брюс продолжал изучать искусство, окончил Техническую школу Эдисона, поступил в Вашингтонский университет на философский факультет, где и познакомился с будущей женой Линдой Эмери, которой тогда было 17 лет. Они поженились в 1964 году и имели двоих детей – сына Брэндона и дочь Шеннон.
Брюс начал сниматься в телесериалах, демонстрируя боевые искусства. Он стал популярен, у него стали появляться ученики, среди которых были и многие известные люди, как например, знаменитый баскетболист, звезда НБА Карим Абдул-Джаббар (впоследствии Карим и Брюс поставили впечатляющую сцену боя в фильме «Игра смерти»).
Брюс открыл свою собственную школу боевых искусств, где стал преподавать джиткундо — свой собственный стиль кунг-фу, который он разрабатывал и совершенствовал вплоть до самой смерти. Частные уроки Брюса Ли стоили порядка 275 долларов в час, что было весьма дорого и могло обеспечить финансовую независимость Ли на годы вперед. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединенные Штаты и вернуться с семьей в Гонконг.
В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest», впоследствии ставшая знаменитой. Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался – фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино. Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые схватки пришлись по душе азиатским зрителям, а потом эта волна докатилась и до зрителей со всего мира. Чоу доверил Ли снять еще две киноленты «Кулак ярости» и «Возвращение дракона» — на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели еще больший успех и сделали Ли суперзвездой.
Как постановщик поединков и боевой хореографии в собственных фильмах Брюс Ли был талантливым новатором и изобрел множество новых ударных связок и различных трюков, в том числе и в сценах с нунчаку – многие перехваты и элементы манипуляций с этим оружием являются оригинальными изобретениями Брюса Ли. Его поединок с Чаком Норрисом в финале «Возвращения дракона» стал не только классикой жанра, но и на протяжении долгих лет был своего рода образцом – все звезды кинокарате последующих лет неизменно ориентировались на тот бой, пытаясь если не превзойти его режиссуру, то хотя бы соответствовать уровню, а по возможности и привнести какие-то свои оригинальные находки.
Чак Норрис в своей книге «Секрет внутренней силы» в главе, посвященной Брюсу Ли, утверждает, что до встречи с ним Брюс не использовал имевшиеся в его арсенале удары ногами выше пояса – это происходило не потому, что Ли не имел соответствующей растяжки, а потому что считал такие удары неэффективными в реальном поединке. Однако, вняв убеждениям Норриса о том, что карьера бойца в кинематографе немыслима без подобных ударов, Ли всего за полгода освоил все основные высокие удары ногами, имеющиеся в арсенале восточных единоборств – классические вертушки, маваши, уромаваши, йоко-гери и прочие. В 1966 году в сериале «Зеленый шершень» Брюс уже вовсю использовал высокие удары ногами.
Ли был амбициозным и очень требовательным к себе человеком. Но, несмотря на свой экранный образ, он всегда был очень вежлив и обходителен в общении, всегда уважительно относился к окружающим.
Брюс Ли популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Он стал широко известен в области боевых искусств и вызвал множество подражателей в кино и на телевидении. Всего Брюс Ли снялся в 36 фильмах.
Брюс Ли скоропостижно скончался в Гонконге 20 июля 1973 года, в период работы над фильмом «Игра смерти». По одной из версий он принял таблетку от головной боли, содержащую аспирин и мепробамат, что привело к отеку мозга, как показало вскрытие. Никакие специальные анализы не были взяты, что ставит под сомнение, что Брюс Ли мог умереть именно от таблетки. Появились слухи, что его мог убить другой мастер-конкурент, однако они не нашли достаточного подтверждения. Несмотря на это, факт оставался фактом – Брюс Ли скончался от отека мозга, наступившего по до сих пор неизвестным причинам.
Похороны Брюса Ли превратились в общегородской траур. Друзья и тысячи поклонников шли отдать последние почести кумиру. Затем тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где с ним попрощалась семья и где он был похоронен. К могиле Брюса Ли до сих пор приходят поклонники и любители боевых искусств, специально для этого приезжающие в Сиэтл.
Последний фильм Брюса Ли «Игра смерти» был доснят только в 1978 году, спустя пять лет после его смерти, при помощи двух дублеров – главным образом Тай Чун Кима и Йена Бяо, исполнившего акробатические трюки. Последний фильм великого мастера вызвал новую волну интереса к кунг-фу и к восточным боевым искусствам во всем мире.
По материалам Википедии