Какую игру Макрон вел по Ирану на саммите ‘большой семерки’

(Блумберг) — В перерыве переговоров на высшем уровне в воскресенье днем камеры поймали, как премьер-министр Великобритании Борис Джонсон поздравлял хозяина саммита с тем, как прошел напряженный ужин накануне вечером.

«Молодец», — сказал Джонсон Эммануэлю Макрону, ненадолго перейдя на французский. Дискуссии президента США Дональда Трампа и других лидеров Группы семи приняли напряженный характер, когда речь зашла об Иране и России.

«Вы отлично справились вчера вечером, — продолжил Джонсон. — Боже, это было непросто».

«Я еще не закончил …», — прозвучал ответ Макрона.

На самом деле 41-летний президент только начал. Однако его шоковая тактика, призванная вдохнуть новую жизнь в старый усталый формат G-7, начала нервировать его коллег, причем еще до того, как они поняли, что им уготовано. Все же один, ключевой, участник встреч был посвящен в интригу.

Приближающийся самолет

Когда обед уже подходил к концу, репортеры и советники в Биаррице заметили в приложении Flightradar самолет, который приближался к закрытому аэропорту города. Синий хвост самолета был украшен зелено-бело-красным флагом Ирана.

На борту находился министр иностранных дел Исламской республики Джавад Зариф. Выход Трампа из ядерного соглашения с Тегераном в 2018 году расколол «большую семерку» по проблеме Ирана. Европейские страны хотят спасти соглашение, но президент США твердо стоит на своем. Сам Зариф находится под санкциями США, и его передвижения во время недавнего визита в Нью-Йорк были сильно ограничены.

«Это проявление полного неуважения к Дональду Трампу и другим лидерам G-7, — написала в Твиттере Никки Хейли, бывший посол США в ООН. — Иран повсюду поддерживает терроризм и продолжает провозглашать лозунг ‘Смерть Америке’. Макрон поступил как манипулятор и очень лицемерно».

Типичный трюк

В кулуарах саммита помощники реагировали на новость одновременно с усмешкой и досадой. Один из представителей G-7 назвал произошедшее типичным для Макрона трюком.

Однако Трамп был спокоен.

«Президент Макрон просил моего согласия, — сказал Трамп журналистам в понедельник утром. — Я вовсе не считаю это проявлением неуважения».

По словам источника, знакомого с планами Макрона, идея пригласить Зарифа на G-7 возникла в пятницу после плодотворной встречи с главой иранского МИД в Париже.

Когда Трамп прибыл в Биарриц в субботу, Макрон пригласил его на тут же организованный ланч, представив ему план ослабления напряженности вокруг Ирана — частичное снятие ограничений на экспорт нефти взамен на выполнение Ираном условий ядерного соглашения и возврат к переговорам.

Конечно же, европейских лидеров до последнего держали в неведении.

После «оживленных», по словам Макрона и Джонсона, дискуссий во время ужина у маяка Биаррица, который продолжался три часа, Макрон, видимо, решил, что заручился поддержкой коллег по Ирану и может действовать от лица всего клуба.

В воскресенье утром однако стало ясно, что разногласия с Трампом продолжаются. Макрон сообщил журналистам, что уполномочен передать Ирану общую позицию G-7. Трамп отметил, что США выступят с собственным заявлением.