Странная вещь произошла в 1971 году: обычный человек решил, что на территории Израиля он установит независимое от Израиля виртуальное государство.
Эли Авиви (Арзен) родился в Персии в 1930 году. Через год семья поселилась в южном Тель-Авиве. В тринадцать он ушел из дома, а в пятнадцать, в 1945-м, прошел курс обучения в Пальям (Плугат-ха-Ям, дословно морская рота – Военно-морские силы Пальмаха). В этом нежном возрасте он уже успел поучаствовать в учениях Неве-Ям в славном своей историей 4-м полку Пальяма и в нелегальной переправке европейских евреев в Палестину.
В семнадцать он на четыре года отправился работать: перевозил бревна в Западной Африке и рыбачил на сейнерах в Баренцевом море. Спустя годы он рассказывал, что там они каждые три часа пили стакан рома, чтобы не мерзнуть.
После нескольких месяцев бурной жизни в Лондоне и Париже, где он подружился с писателем Гиллелем Омером (Айном), двадцатидвухлетний Авиви, что означает «весенний», вернулся в Израиль. Он искал подходящее место, чтобы овеществить свои оформившиеся за время скитаний мечты и начать писать воспоминания.
Во время Войны за независимость палестинские жители деревни Аз-Зиб, расположенной в пяти километрах от ливанской границы, были депортированы. Место на иврите стало называться Ахзив – «разочарование». Авиви арендовал у государства два дома. Один из них, бывший дом шейха Ахмеда Хусейна Аттиа, стал домом Авиви.
Фото: www.facebook.com/מדינת-אכזיב-אלי-אביבי-A
«В первые годы я был совершенно один», – говорит он. «Однажды ночью я услышал стук, выглянул и увидел солдат с автоматами. «Здесь даже собаки не живут одни», – сказали они мне. Я ответил: «Вот почему я не собака».
На следующий день он написал жалобу Бену Гуриону и отправился в Хайфу, заплатил 18 фунтов и подписал 99-летний контракт.
Уж не знаю, насколько этому можно верить, но он рассказывал, что приходило много чиновников, уговаривавших его уйти: «Мне предложили в обмен дом в Париже, жизнь в Соединенных Штатах, важный пост в правительственном офисе. Я понял, что это место было для них важно. Но после семи лет войн был достигнут компромисс. Я начал получать деньги, потому что был их самым важным человеком, единственным, кто знал всех их агентов в этом районе. Они привезли мне сторожевого бульдога и оружие. Страх быть похищенным арабами не оставлял меня. А кибуцники говорили: «Эли Авиви объявил себя государством».
Статья об Ахзиве. Газета ЛаМерхав, 16.11.1962
Уже тогда к нему начали приезжать богемные художники, писатели, поэты – на велосипедах, в машинах, даже пешком. «Это был рай», – объяснял он потом магию места.
Он делал там фестивали типа Вудстока, где пели и играли Шалом Ханох и Арик Айнштейн. Там царили вольные нравы, как у «детей цветов», у хиппи – свобода любви и свобода творчества, стихийные медовые месяцы; и многие молодые люди рассказывали, что там они впервые ощутили свободу. Живописная фигура основателя была в центре внимания молодежи, с замиранием сердца слушавшей его истории и мысли о жизни.
«Весь мир был здесь», – вспоминает Авиви. «Когда Софи Лорен снималась для фильма «Юдифь«, мы дали ей комнату. В другой раз приехали две прекрасные англичанки. Они попросились в добровольцы, и я отправил их на работу по уборке ванных. Однажды нам позвонили: «У вас есть девушка по имени Сара Фергюсон?» Я сказал: «Да». Они сказали: «Ее хотят видеть в британском королевском доме».
В 1971 году в Ахзиве началось создание национального парка. В знак протеста Эли решил создать независимое государство. «Страна» величиной с футбольное поле получила конституцию, президента (сам Авиви, а что вы подумали?), гимн (морские волны), свой собственный язык (язык природы), флаг и даже паспорта. Систему здравоохранения Авиви с женой Риной объявили ненужной, поскольку в их государстве нет пациентов.
Эли Авиви хочет создать в Ахзиве независимое государство. Газета «Давар», 04.11.1971
Справка. Виртуальное государство появляется, когда какая-то группа официально заявляет, что она – независимый народ или государство. Это обычно происходит в шутку или в знак протеста. Такие государства не признаются правительствами и международными организациями.
Теперь это был не просто пляж с девушками топлесс, а символ протеста. Это привлекло многих туристов, сделавших Ахзив вторым домом. Там регулярно жили писатель Игаль Сарна, журналист Амнон Леви, поэт Иехуда Амихай (Людвиг Пфойфер). В последние годы адептами Ахзива стали политик Михаль (Мики) Хаймович и телеведущий Эли Илдис.
Молодые отдыхающие в «государстве Ахзив», 1971 год. Фото: Национальная библиотека Израиля, архив Дана Ха-Дани
Харизматичный президент Авиви давал покровительство парам, искавшим убежища и даже заключал между ними браки «по закону».
Заключение брака между швейцарскими студентами Элизабет Мюлер и Верни Мейером. (Авиви даже был арестован за то, что совершил это без официального разрешения). Фото: Национальная библиотека Израиля, архив Дана Ха-Дани
Большой проект Авиви – память. С железного века в Аз-Зибе были ханаанское, затем – еврейское и финикийское поселения. В XIII веке – арабская деревня. В доме шейха Авив создал музей с тысячами экспонатов от пушечных ядер до старинных вил, которые служат оправой для смелых фотографий его многочисленных подруг.
На открытии музея. Один из комментариев, написанный молодой красивой девушкой: «Эли, ты больше, чем жизнь!» Фото: www.facebook.com/מדינת-אכזיב-אלי-אביבי-A
Но гордость Авиви – музей в тысячу квадратных футов в промышленной зоне Кармиэля, где выставлена коллекция из ста тысяч экспонатов: древний репортер Брайля, исповедальное кресло священника, леденец британской эпохи, китайский меч.
Огромная ценность – блокнот Зеева Жаботинского, который тот исписал во время своего заключения в тюрьме Акко.
В 2009 году документальный фильм «Ахзив, место для любви» был показан на Международном кинофестивале в Хайфе и на Фестивале еврейского кино в Торонто.
«Гул любви в Ахзиве будет длиться вечно», – говорил патриарх-основатель.
Сам он в 88 лет умер от пневмонии.