Перед праздниками широкоизвестная в военных, и не только, кругах компания НПО “Практика” пригласила журналистов и блогеров к себе в гости. Не просто так, а по поводу презентации их нового автомобиля – КОЗАК-2М. Кто не знает, Практика занимается выпуском бронированных автомобилей различного предназначения.
От предыдущей модели КОЗАК-2 он отличается одной буквой и серьезными изменениями, о которых ниже.
А еще вы увидите цех по сборке техники, цех стекла, КОЗАКи на ходу и расстрел КОЗАКов из автомата Калашникова – снаружи и эксклюзивное видео изнутри.
Поехали.
При входе во двор Практики как-то сложно не заметить ряды бронированных автомобилей.
Отдельно стоят в ряду ОТАМАНы – БТР производства Практики. Интересно, что БТР-60 на переднем плане и самая левая на фото машина – это одно и тоже, только до модернизации и позже, но об этом чуть позже.
Журналисты устроили суету, сперва выбирая, где проводить пресс-конференцию, потом кто где будет стоять, потом кто кому когда мешал – пошли обидки прошлых лет, потом сотрудники одного канала, воспользовавшись суетой, попробовали взять у руководства Практики эксклюзивное интервью, за что были преданы коллегами анафеме…
Минут через 10-15 всё утряслось и начались первые вопросы.
Рассказывал о компании Председатель совета директоров Высоцкий Олег Николаевич. НПО “Практика” – компания частная, что уже не совсем обычно для нашего оборонпрома. Конечно, частных компаний хватает, но обычно они производят что-то намного более мелкое, чем бронированные автомобили. Ведь КОЗАКАМи 2 и2 М и ОТАМАНами спектр продукции компании не заканчивается. Она производит и машины для инкассаторов разной степени защиты, и машины сопровождения, и кое-что еще. Кстати, если приглядеться, то очевидно, что ОТАМАН на фоне внимательно слушает. Правда, это не ОТАМАН, а упомянутая выше глубокая модификация БТР-60.
Конечно, есть и проблемы, в общем-то знакомые каждому, кто имел дело с закупками МинОбороны и прочих силовых ведомств. В основном это то, что после разработки машины (за свой счет) и прохождения испытаний (за свой счет), после победы в тендере и предшествующего этому геморроя, компании надо опять же за свои деньги изготовить продукцию, поставить ее в срок и надеяться потом получить деньги. Авансовые выплаты по последним контрактам, например, задерживали на срок порядка полугода. Ни о какой дополнительной поддержке речь вообще не идет, в отличие, например, от той же Турции – там и новые разработки государство поддерживает и участие в международных выставках оплачивает. Вот и имеют один из сильнейших ВПК в мире. А уж с нашим научным потенциалом мы могли бы давно заткнуть за пояс кого угодно.
Продукция продается, в основном, пока только в Украине и продано в общей сложности порядка 4000 единиц, включая гражданские, все они стоят на обслуживании у Практики. Сейчас есть большой интерес и со стороны иностранных делегаций.
Интересно, что КОЗАК-2, изготовленный на шасси IVECO (если кто тут хочет сказать – тю, так они просто переставили свой корпус на шасси грузовика IVECO сам “просто переставит корпус”, а потом поговорим), имеет достаточно много конкурентов по миру, а вот КОЗАК-2М конкурентов в мире практически не имеет, по крайней мере у нашего основного врага такого точно нет.
Руководство предприятия и представители Лиги оборонных предприятий Украины.
Высоцкая Юлия, директор компании по внешним связям. Она досконально знает ньюансы производства, что, по идее не входит в ее прямые обязанности, но тем не менее…
Юлия проводила нам экскурсию по производственному цеху. В данном случае она показывает нам бронированный модуль для оборудования блок-постов. Вы могли его неоднократно видеть в моих репортажах с выставок вооружений. Намного лучше и дешевле, чем те, что наши новые деятели недавно закопали в землю в буквальном смысле. Эти тоже всё равно не для использования на ноле, но хотя-бы бронированные, имеют возможность установки боевого модуля и могут быть установлены на подземное помещение в качестве подвального укрытия.
Схема сборки КОЗАК-2. Несложно заметить, что основа всё-таки взята от грузовика IVECO, на шасси которого устанавливается бронекорпус. Фактически рамная конструкция.
А вот КОЗАК-2М отличается принципиально. У него несущий бронекорпус. Это важно для того, чтобы машина не сминалась при переворачивании и ее двери при этом открывались. И уже к этому корпусу крепится независимая подвеска.
Упомянутая выше глубокая модернизация БТР-60. От начального “донора” остается только нижняя часть корпуса и колеса. Новый бронекорпус, один дизельный двигатель с передним расположением, пандус и противоминные сидения для десанта, нежилой боевой модуль, противоминная защита днища, кондиционер, навигация.
Инкассаторские машины.
Некоторые коллеги разбрелись по цеху и снимают. Оставшимся Юлия интересно рассказывает и охотно отвечает на достаточно каверзные вопросы. Всё-таки частный бизнес резко отличается от государственного, равно как и сотрудники.
Брутальненько, согласитесь.
А это КОЗАК-5 – легкобронированная машина сопровождения на базе FORD F-550. Разработан для нужд полиции и специальных подразделений. Но и тут не надо думать, что это “просто переставили кузов”. Помимо прочего, шасси усилено и усовершенствованно как раз с прицелом на бронеавтомобили. Более легкая броня и не очень высокая проходимость по бездорожью компенсируется высокими динамическими свойствами машины.
Так выгладит КОЗАК-5 в собранном виде (На фоне – КОЗАК-2М)
А это – основа корпуса.
Потом на основу приваривается броня, которую одна известная финская компания делает специально для Практики, о чем на бронеплитах есть соответствующие надписи.
А вот этот ОТАМАН разрабатывается с нуля на основе НАТОвской схемы 6х6 – все колеса ведущие. Как несложно заметить, предусматривается, что он будет еще и “водоплавающим”, для движения по воде будут установлены водометные двигатели.
Откидной пандус и противоминные сидения десанта. У бывалых воинов вызвали вопросы болты – как бы так не вышло, чтобы при динамическом ударе они не превратились в поражающие снаряды внутри корпуса. Но ответа на этот вопрос мы пока не получили.
С гусинечной техникой у Практики тоже есть планы, но дальние, а пока кто-то может и узнает тут БМП-1.
А вот и он. Именинник, а, точнее, новорожденный, КОЗАК-2М пользуется большой популярностью. Концепция машины была разработана военными из ВСУ и ССО под свои нужды, а специалисты Практики воплотили их пожелания в жизнь. Важно отметить, что в отличие от КОЗАК-2, который является автомобилем прифронтовой полосы, КОЗАК-2М является полноценным боевым бронеавтомобилем и может использоваться для выполнения боевых тактических задач на поле боя.
Ну а мы переходим в стекольный цех.
Это не несколько окон в стопках. Это три многослойных стекла.
А это уже отстрелянные госприемкой окна и критические участки брони.
Посмотрим КОЗАК-2М изнутри.
От IVECO осталась только надпись на руле.
Кабина экипажа, второй ряд, видна площадка для стрельбы из боевого модуля.
Олег Николаевич весьма эмоционально что-то рассказывает журналистам.
А нам пора ехать на полигон. Не все машины вернутся оттуда целыми, но это еще впереди.
КОЗАКи выезжают из ворот родного завода (42 с.)
Некоторые кнопки на панели торпедо имеют т.н. чеки, к-е надо извлечь перед нажатием – для пресечения случайного включения, например, систем пожаротушения.
Порулить нам не дали, но по поведению машины чувствуется, что несмотря на вес, дизель тянет легко, не натужно, запас энерговооруженнности определенно есть. А когда какой-то чудак на букву “м”, на ланосе, набравшись откуда-то беззаветной храбрости, нас подрезал, оказалось, что у КОЗАКа и тормоза в порядке – я еле успел упереться ногой, чтобы не улететь в стекло.
Второй ряд сидений экипажа и отсек десанта. Кстати о противоминных креслах. Они прикреплены не к полу, а к потолку и имеют встроенные аммортизаторы. Это сделано потому, что в основном серьёзные повреждения у бойцов возникают не тогда, когда машина подлетает от взрыва, а тогда, когда она приземляется – от резкого удара случаются переломы позвоночника и не только.
Девушка садится в отделение десанта.
Раздатка.
На дороге все обращают внимание. Хотите выделяться в потоке? К чёрту пошлый тюнинг! Просто купите себе КОЗАК. А потом передайте по назначению.
Кстати, и полиция не останавливает, хоть мы и без номеров.
Запирание дверей.
Ну а мы готовимся к отстрелу.
Самая слабая часть любого броневика – стекла и двери.
Видео обстрела КОЗАКов снаружи (14 с.).
И изнутри:
Итого снаружи:
Итого изнутри. Внутренний слой стеклопакета – полимер, который не дает осколкам стекла разлетаться по салону и ранить людей внутри. Мы пробовали – после обстрела на ощупь изнутри стекло как будто целое.
Желающие могли пострелять в различные фрагменты автомобилей – двери и стекла. Молодая журналистка сперва отнекивалась, что, мол, никогда не стреляла, а потом – три из трех в стекло. Вот что значит украинка! Бойтесь.
Все элементы обстрел выдержали.
Остатки пули 7,62
Стрелки интуитивно нащупали перманентно слабую часть – дверную ручку. Проблема в том, что личинка двери – вы ее уже не видите, ее отстрелили, проходит через основную бронепластину. А требования к ней – не только выдержать пробитие, но и обеспечить потом открывание двери изнутри – и конструкторы Практики это победили. За личинкой находится еще одна бронепластина, а механизм устроен так, что даже после таких попаданий, замок срабатывает – мы проверяли.
Жаль, кадр внутри отделения десанта не вышел. Даже с моими габаритами и 140 кг, тесно на месте десанта не было, правда, без броника и разгрузки с каской, ессно. Да и оружия, но для него предусмотрено крепление на стенку – вон оно под прибором. Ну и для стрельбы, у каждого бойца есть круглая бойница, прикрытая бронепластиной, которую можно отодвинуть в сторону изнутри. Две их видно на фото, и аналогичные есть у каждого бойца.
Наш, слегка поцарапанный КОЗАК-2, высадил нас у метро и поехал на базу. В следующий раз нам обещали кое-что посерьезнее, в плане испытаний, очень жду.
Ну а руководству и коллективу НПО “Практика”, некоторые из членов которого работают там по 25 лет, искренне желаю производить и поставлять ВСУ, ССО и т.д. как можно больше машин, которые спасают жизни нашим бойцам.