Ускорять российскую промышленность решили по рецепту последних лет СССР


По мере того, как высшее руководство России все глубже погружается в риторику застойного СССР, а экономическая политика движется к модели Госплана, чиновники правительства один за другим «сдувают пыль» с советских рецептов ускорения.Повторяя идею последних лет горбачевской «перестройки», власти решили сделать ставку на конверсию оборонной промышленности. Она, по задумке, должна перейти к выпуску гражданской продукции, прежде всего высокотехнологичной.

Как и в СССР конца 1980х, «конверсия» будет проводиться директивно — по указанию правительства. Для этого с 2021 года Минпромторг предлагает обязать госструктуры отдавать 50% госзаказа российским производителям, выделив отдельную, также обязательную квоту для заводов ОПК.

Как сообщают «Ведомости», соответствующее письмо Минпромторг направил в Минфин, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Таким образом в министерстве рассчитывают выполнить поручение президента Владимира Путина, который потребовал, чтобы к 2030 году доля гражданской продукции у оборонных заводов достигла 50%.

Прежде всего речь идет о радиоэлектронике, рассказывает представитель «Ростеха». Российское медицинское оборудование, вычислительная техника, программно-аппаратные комплексы остаются недооцененными, им сложно занимать ниши на рынке, где десятилетиями превалировали зарубежные производители, сетует он: «Это проблема всех отечественных производителей без исключения».

Так, на рынке систем хранения данных на отечественных производителей по количеству поставок приходится около 40%, но их доля в выручке лишь 10%, несмотря на наличие отечественных аналогов, госзаказчики покупают иностранную продукцию по более высокой цене.

Идею накачать оборонные заводы деньгами госзакупок, на которые выделяется ежегодно больше 13 триллионов рублей, поддержали в Госдуме.

Выпуск по гособоронзаказу снижается второй год, нарастить экспорт оружия не получается, сетует председатель думской комиссии по правовому обеспечению развития ОПК Владимир Гутенев. Идея конверсии и диверсификации оборонного сектора поможет и национальной безопасности, и экономике, уверен он.

На экономический рост рассчитывали и советские чиновники, сделавшие «конверсию» краеугольным камнем перестроечной экономики с 1989 года, когда обвал цен на нефть спровоцировал острую нехватку в СССР иностранной валюты и невозможность импортировать потребительские товары.

Объявив о сокращении армии на 500 тысяч человек и расходов на оборону на 14,2%, ЦК КПСС поручил предприятиям ВПК помимо продукции прямого назначения выпускать ширпотреб. Так, например, на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова стали производить алюминиевые кастрюли, а на заводе имени Решетнева под Красноярском — «диски здоровья» (две металлические пластины, соединенные подшипником).

Эта идея отвечала интересам страны, в которую самые простые вещи, в том числе мебель, изделия легкой промышленности и все, что нужно для дома, приходилось закупать и завозить, оправдывался в 2016 году Горбачев.

«Те же сковородки нужно было научиться производить самим. Это отвечало культурному развитию страны и общества», — заявил он.