На России ежегодно образуется 300-350 тысяч тонн токсичных отходов высших классов опасности, при этом только 1,5% из них перерабатывается, сообщил в интервью «Ведомостям» Максим Корольков, замгендиректора РосРАО, «дочки» «Росатома» по обращению с радиоактивными отходами, пишет Финансист ру.
По словам Королькова, на РФ отсутствует система учета и контроля за полным циклом обращения с отходами I и II класса опасности: более 10 тысяч предприятий, образующих 444 вида токсичных продуктов, должны передавать их лицензируемым пераработчикам, но что с ними происходит дальше — неизвестно.
«Мы по отчетности можем проследить, что отходы были образованы, что они передаются предприятиям с лицензией, но сведения о дальнейшем пути отсутствуют. Цепочка данных обрывается, и невозможно понять, переработало ли предприятие отходы», — говорит топ-менеджер.
«В худшем случае они оседают в лесах, оврагах, на мусорных полигонах. И с осадками и грунтовыми водами могут попадать в водоемы, загрязнять землю, — рассказывает Корольков. — Отходы I класса опасности так загрязняют природу, что она не восстанавливается никогда, а для того чтобы восстановиться от воздействия отходов II класса, нужно до 30 лет».
Существуют предприятия, специально построенные, чтобы перерабатывать такие отходы, — переработчики аккумуляторов, батареек. Но они загружены только на 20-30%, до них отходы просто не доходят, сетует топ-менеджер: «Сфера обращения с такими отходами сейчас находится в серой зоне. И где остаются промышленные отходы — большой вопрос».