Сыну старьевщика из-под Могилева в начале 60-х платили в Голливуде больше всех. Любимец Стэнли Кубрика, он сыграл Спартака и Ван Гога, положил начало фильмам про боксеров и стал лицом технологической революции в кино, снявшись в«20 000 лье под водой». На днях Кирк Дуглас, последний из плеяды звезд «золотой эры» Голливуда, покинул сей мир
«“Никто” – означало быть сыном еврея-эмигранта из России, быть сыном неграмотного и вечно пьяного Герша Даниловича», – писал Дуглас в одной из своих мемуарных книг. Игл-стрит – беднейший из районов города, но даже тут семья Демских сильно выделялась. По утрам Герш запрягал свою клячу и отправлялся объезжать районы неподалёку. Работой себя не изнурял – несколько утренних часов, а после сразу в салун. Тут он был звездой – выпивал водку на спор, закусить мог стаканом, гнул металлические прутья, если попадались в руки, словом, любил внешний эффект. В ночи домой частенько являлся с окровавленной физиономией, в драной одежде, еле держащимся на ногах. Мать работала в булочной, денег никогда не хватало даже на необходимое. Иссур всё время хотел есть, как и его сёстры. Он воровал яйца из-под наседки у соседей, виртуозно смахивал в карман булочки у пекарей, в компании такой же шпаны, как и он, обносил торговые лотки. Его отец ходил в подмётках по могилевским Чаусам, Иссур в рванине огибал знакомые углы Амстердама – стал продавать обеды рабочим на комбинате неподалёку от дома. Первые свои личные штаны он заимел после 12 лет.
Игл-стрит был интернациональным кварталом, сплошь из эмигрантов, и стычки на улицах на почве не подходящего чьему-то взору профиля или цвета кожи тут случались регулярно. «Я никогда не забуду, как меня окружили мальчишки и, повалив на землю, кричали: “Ты убил Иисуса Христа!” Я чудом вырвался от них. Прибежал домой, истекая кровью. “Мама, что они говорят?! Что я убил Иисуса Христа? Я не убивал, я даже не знаю – кто это!”». Утешая, Берта Данилович говорила сыну: «Ты должен быть в два раза лучше, чем они все, потому что ты еврей!»
Ответом на благословение отца можно считать фильм «Чемпион». Красивая морализаторская история про бокс, собравшая большую кассу, сделала Дугласа звездой. Он сыграл молодого, голодного и красивого бойца, ставшего восходящей звездой бокса. Сходство биографических подробностей героя с его личными, надо думать, помогали работе. Но фильм примечателен ещё и как первая попытка Голливуда попробовать эту историю – героя-боксёра. Публика отлично отреагировала на затею. Ещё бы, в свете софитов над рингом Дуглас выглядел очень скульптурно. Позже его уделали Роберт Де Ниро и Сильвестр Сталлоне, и абсолютно честно. Но тогда Дуглас продолжил путь первопроходца.
В конце 50-х Кирк Дуглас исполнил главные роли в двух ранних фильмах Стэнли Кубрика: «Тропах славы» и в 1960-м в «Спартаке». Сыграл в «Странствиях Одиссея», «Жажде жизни», «Викингах». Последние две картины сняты с участием основанной Кирком Дугласом кинокомпании Bryna Productions – в честь мамы, разумеется. В 1963-м он приобрёл права на постановку «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Адаптированный вариант романа с его активным вмешательством поставили на Бродвее – актёр сыграл Рэндла Патрика Макмёрфи – очень хотел. Критики истерили от возмущения!
«В моей душе всё равно живёт маленький сопливый мальчишка, до двенадцати лет не имевший собственной пары штанов. /…/ Я всегда помню об этом раз в году, где бы я ни был, когда на Йом-Кипур иду в синагогу. Это великий день, когда я ощущаю свою связь с праотцами, которые вышли из Египта. Это чувство сделало меня человеком», – Иссур действительно не давал покоя актёру всю жизнь. Разглядывая библейскую серию литографий Марка Шагала, висевшую на стене в его комнате, на старости лет Дуглас стал размышлять о предках, пока не решил, что вот они и есть: Моше, Авраам, Иаков. А разве нужны другие? Да и сам Шагал ему кажется по сей день если уж не родственником, то соседом точно. «Какое вдохновение может почерпнуть такой грешник, как я, в этих образах и связанных с ними событиях! Огромный груз свалился с моих плеч. Я был очень благодарен Шагалу за своевременное напоминание о том, какую блестящую родословную я имею».
Обнаружилось, что в стариках Кирк Дуглас тоже ярок. И в семейной комедии на своём месте. Особенно, когда сценарий хорош и компания. В 1994 году он сыграл главную роль в «Жадности» – классической комедии. Дуглас играет Джо МакТига – старика, который сделал состояние на металлоломе. У него было бедное детство, он довольно эгоистичен, и на старости лет его окружает куча родственников, жаждущих наследства. Дворецкого сыграл режиссёр картины Джонатан Линн. «А какой у дедушки был кашель, Дуглас? Мокрый или сухой?» – «Просто кашель, сэр. В следующий раз я оставлю для вас образец». Уютная комедия с узнаваемыми деталями и диалогами, над которыми хохочется ещё долго после просмотра.