Независимая экспертиза подтвердила подлинность голоса на аудиозаписи, на которой, как утверждается, бывший глава белорусского КГБ обсуждает подготовку убийств политических эмигрантов. Результаты опубликовал канал «Настоящее время».
Запись была опубликована в начале января изданием EUobserver. Её передал изданию уехавший в эмиграцию бывший офицер элитного белорусского спецподразделения МВД «Алмаз» Игорь Макар. Он утверждает, что получил плёнку ещё в 2012 году от сотрудников КГБ. По его словам, разговор был записан в том же году.
В разговоре трое мужчин обсуждают подготовку покушений на четырёх белорусских политэмигрантов — в том числе, на журналиста Павла Шеремета. Один из собеседников утверждает, что операция санкционирована белорусским президентом Александром Лукашенко, который выделил на неё отдельный счёт. Голос отдающего распоряжения о покушении участника разговора ранее был определён как голос председателя КГБ в 2008 — 2012 годах генерал-лейтенанта Вадима Зайцева.
Эксперт Колорадского университета в Денвере, к которому обратилась редакция EUobserver заявил, что запись слишком плохого качества, чтобы устанавливать биометрический профиль голоса. Однако экспертизу согласилась сделать для «Настоящего времени» лаборатория в Санкт-Петербурге.
Эксперты сравнили голос Зайцева с пяти из предоставленных редакцией тринадцати записей его разговоров с голосом с плёнки. И сделали вывод: голос принадлежит одному человеку. Тождественными оказались как сравнения индивидуальных особенностей артикуляции и общих речевых навыков, так и статистические и динамические спектральные речевые характеристики.
EUobserver отмечало, что запись, предоставленная Макаром, ранее как минимум один раз редактировалась. Предположительно, изменения касались только её технических параметров — с неё могли убрать данные сделавшего её человека.
Павел Шеремет был убит в 2016 в Киеве в результате покушения. Машина его гражданской жены, журналистки Алёны Притулы была подорвана, когда он сидел за рулём. В плёнке собеседник, идентифицированный как глава КГБ, предлагал убить Шеремета именно таким способом. Он распоряжается «сделать закладку», чтобы «ни рук, ни ног этой крысы собрать было нельзя».