Институт Роберта Лэнсинга: Путинский режим приблизился к ситуации 1991 года
Об этом говорится в аналитическом исследовании «Россия: Вызовы и уязвимости», размещенном на сайте института.
Продолжение конфронтационной политики Москвы с Западом истощает Кремль, отмечают авторы аналитического исследования, и создает неблагоприятный климат как вокруг РФ, так и внутри нее. Грубые вмешательства во внутренние дела стран Европы и разведывательные подрывные операции на их территориях – подорвали доверие к Москве и убедили население европейских стран во враждебной и агрессивной политике России, реанимировав воспоминания времен Холодной войны.
Кремль выбрал конфронтационный путь и во время пандемии COVID-19, сконцентрировавшись на дезинформационных операциях, дискредитации вакцин иностранного производства и используя собственные сомнительные препараты, позиционировавшиеся как вакцины, с геополитической целью. Москва пытается поддерживать антивакцинные движения путем дезинформационных кампаний в мире. Это усиливает недовольство правительств стран, которые таким образом становятся жертвами распространения ковида.
РФ пошла на соревнование с США относительно присутствия на европейском газовом рынке, пытаясь уменьшить долю американского LNG-газа. В то же время процесс достройки газопровода «Северный поток-2» продемонстрировал возможности Кремля по созданию искусственного дефицита газа в Европе и оперативного увеличения цен путем, например, ремонта одного из участков газопровода.
Соглашение между США и ФРГ относительно «Северного потока-2», встреча в Женеве позволили РФ усилить свои позиции в медийной плоскости. Впрочем, они добавили стимула к противодействию российской экспансионистской политике в Европе и усилили движение противников проекта в США.
В практической плоскости противостояние между США и РФ будет усиливаться в ответ на киберпреступления, вмешательство в выборы, в том числе в Конгресс, которые состоятся в 2022 году, на признаки которых уже указал Белый дом.
Администрация Д. Байдена усиливает Трансатлантическое и Транстихоокеанское сотрудничество: с ЕС, NORDEFCO, Японией, Южной Кореей.
Ситуация в Центральной Азии, в частности, запланированный вывод американского контингента из Афганистана – активизировали деятельность «Талибана».
Угрозы прихода к власти «Талибана» создают давление на страны Средней Азии, которые входят в зону влияния РФ. Поскольку Кремль в регионе ведет борьбу с Вашингтоном, сворачивание военного контингента США в Афганистане оставило Россию без эффективной стратегии в регионе. В случае прихода талибов к власти, россияне столкнутся с радикальным изменением среды, в которой им придется действовать. Формирование правительства заставит талибов заниматься экономикой страны, а также вести переговоры о сотрудничестве со странами периметра. Это повышает риски того, что Афганистан под талибами пойдет на конфронтацию со странами региона, что создаст давление на Россию и заставит ее оказывать помощь в том числе и в рамках военного союза ОДКБ. Любое вхождение России в конфликт на территории Центральной Азии – для РФ будет проигрышным, как с военной, так и с политической точки зрения.
США договорились с Турцией относительно обеспечения контроля над ситуацией в Афганистане с помощью турецкого контингента, который может вырасти количественно. Президент Турции Р. Т. Эрдоган для расширения своего влияния на Афганистан и Центральную Азию в целом использует традиционную уже политику общих истории и культуры. На этом фоне РФ проигрывает Турции в регионе.
На Южном Кавказе соглашение, достигнутое между Арменией и Азербайджаном под эгидой РФ и Турции относительно Нагорного Карабаха, является нестабильным. Это подтверждает инцидент на границе между Арменией и Азербайджаном от 28.07.2021. Самостоятельная игра Кремля, направленная на увеличение военного и политического присутствия в Армении, нивелирует миротворческий потенциал РФ среди союзников. Заявление Азербайджана о создании единых вооруженных сил с Турцией свидетельствует об ослаблении роли Кремля в регионе, а в среднесрочной перспективе – приведет к обострению отношений между Анкарой и Москвой.
Ключевые внутренние вызовы и проблемы России
Большинство внутренних вызовов и проблем России — результат конфронтационной внешней политики Москвы, а также стремления режима Путина сохранить власть и обеспечить ее трансфер.