Критики высказались после первого просмотра «Дюны»

Кино эпического размаха с невероятной картинкой и оборванной на полуслове историей, верной первоисточнику.

3 сентября открылся Венецианский кинофестиваль, где состоялась мировая премьера научно-фантастической картины «Дюна» — экранизации одноимённого романа Фрэнка Герберта.

В тот же день в сети появились первые рецензии от кинокритиков. Большинство журналистов оставили положительные отзывы о фильме, однако мнения всё же разделились. Некоторые назвали экранизацию режиссёра Дени Вильнёва «живой классикой» и «адаптацией, которую всегда ждали поклонники оригинала», но некоторым кино показалось слишком поверхностным по сравнению с книгой.

На момент публикации заметки рейтинг фильма на Metacritic составляет 76 баллов из 100, а по данным Rotten Tomatoes позитивные рецензии опубликовали 85% критиков.

За что критикуют

Обозреватели The Hollywood Reporter и Variety отметили, что история Пола Атрейдеса в переложении постановщика «Бегущего по лезвию 2049» кажется настоящим шедевром в сравнении с «Дюной» Дэвида Линча, которую признал неудачной даже её режиссёр. Однако, по их словам, авторам не удаётся по-настоящему увлечь зрителей и заставить сопереживать героям.

Оба обратили внимание на то, что Вильнёв пытается близко придерживаться первоисточника, и отчасти из-за этого не может по-настоящему удивить массового зрителя. Фантастической вселенной Герберта вдохновлялись многие кинематографисты, и фильм не покажется уникальным публике, знакомой хотя бы со «Звёздными войнами».

Если рассматривать отдельные сцены, то периодически «Дюна» действительно восхищает, особенно когда в деле показывают мастера меча Дункана Айдахо (Джейсон Момоа) под рокочущий оркестровый саундтрек Ханса Циммера. Но повествованию не хватает чётких ориентиров, непрерывно двигавших бы историю вперёд.

Парадокс, но учитывая, какое значимое место занимает «Дюна» в каноне научной фантастики, сюжет успел потерять новизну, ведь его десятки лет пытались имитировать. Да, мы имеем в виду вас, Джордж Лукас.

Им также показалось, что фильм теряет запал во второй половине, а повествование становится «слабым и аморфным». По словам критиков, создатели картины будто бы были не уверены, когда и на чём её стоит закончить. В итоге история просто обрывается приблизительно в середине сюжета книги.

Ещё жёстче по этому поводу высказался Дэвид Эрлих из IndieWire, заявив, что при всей верности «Дюне» Герберта фильму не удаётся уловить суть оригинала. По словам журналиста, адаптация оказалась чересчур серьёзной и «настолько масштабной, что даже режиссёру не удалось охватить её взглядом».

Сценарий вгрызается в роман Герберта, будто собиратель меланжа, но авторам не удаётся извлечь на поверхность чего-то существенного. […]

Первоисточник поделён надвое таким образом, что оставляет для сиквела все самые интересные идеи Герберта о непростой взаимосвязи колониализма и идеи «избранности». Для сиквела, который, быть может, никогда и не снимут.

Дэвид Эрлих

Эрлих, как и другие рецензенты, назвал финал скомканным и не разрешающим ни один из основных конфликтов. Из-за этого кино с хронометражем больше двух с половиной часов показалось многим обозревателям «вступлением к более увлекательному фильму».

Масштаб этого фильма, скорее всего, можно по-настоящему прочувствовать лишь в кинотеатре. Но даже в темноте, без смартфонов, перед гигантским экраном и аудиосистемой, грохочущей прямо перед вами, «Дюна» ускользает, как песок сквозь пальцы.

А потом — просто кончается, пускай нам и говорят, что это лишь начало.

Ричард Лоусон
За что хвалят

Тем не менее, даже критики, которых фильм разочаровал, признали, что выглядит он впечатляюще. Практически в каждой рецензии отмечали кропотливый труд художников по декорациям и костюмам, благодаря которому фантастический мир кажется живым.

По словам Оуэна Глейбермана из Variety, эпический размах «Дюны» Вильнёва напоминает блокбастеры вроде «Звёздных войн» и «Властелина колец», однако эстетически картина от них отличается.

Архитектура и без того огромной пустынной планеты — это каменные сооружения майя. Космические корабли здесь похожи на летающие глыбы размером с города.

А кинематографический стиль — смесь «Лоуренса Аравийского», «Триумфа воли» и самой визионерской рекламы одеколона, которую только мог бы снять Ридли Скотт.

Оуэн Глейберман

Как, в свою очередь, заявил автор The Telegraph Робби Коллин, к финалу фильма ему хотелось лишь провести в увиденном им мире ещё больше времени. Всё благодаря вниманию к деталям, каждая из которых кажется «угрожающе чужой, но привлекательной».

Эта адаптация романа Фрэнка Герберта — научная фантастика, которая одновременно восхищает, пугает и затягивает. Просмотр этого фильма сродни прогулке по какой-то гигантской неземной постройке, возведённой в честь высших сил, о которых ты никогда раньше не слышал.

Робби Коллин

Рецензенты похвалили и актёрский состав, отметив, что режиссёр явно подбирал не просто громкие имена, а тех, кому действительно безупречно подходит тот или иной образ. Чаще всего авторы выделяли работы Тимоти Шаламе, исполнившего роль главного героя, Пола, а также Ребекки Фергюсон, сыгравшую мать его персонажа.

Некоторые лишь пожаловались на то, что не всем актёрам дали как следует «развернуться». Однако периодически даже те, кому достались небольшие роли, успевали произвести впечатление — например, Дэйв Батиста.

А отдельные критики высказали мнение, противоположное авторам более негативных рецензий, разочарованным сюжетом. По словам обозревателя журнала Empire, авторы «Дюны» выдерживают практически идеальный темп, и даже от вступления на родной планете Атрейдесов зритель не успевает устать.

Больше всего «Дюна» напоминает «Братство кольца». Как и «Братство», это лишь вступительная часть истории, которой всё-таки удаётся оставаться самостоятельным произведением. Как и «Братство», фильм лёгкими штрихами прописывает сложный мир — одновременно знакомый и совершенно новый.

Как и в «Братстве», самый масштабный эпизод в «Дюне» разворачивается где-то в середине фильма. Вильнёв полтора часа выстраивает кости домино, после чего наконец позволяет им всем упасть. Он раскидывает персонажей в разные стороны, а последний час превращается в фильм о выживании.

Бен Трэвис

Почти в каждом из восторженных обзоров «Дюны» повторяется одна и та же мысль — о том, что это «тот самый фильм, которого ждали фанаты книги». И судя по всему, для многих поклонников Фрэнка Герберта, даже тех, кому не слишком нравились предыдущие картины Дени Вильнёва, достаточно верности и любви к первоисточнику.

Мягко говоря, я был не в восторге от прошлых фильмов Вильнёва. Но не могу отрицать, что он сделал более чем достойное кино из книги. А точнее, из двух третьих книги. […]

Я всегда буду любить «Дюну» Линча, серьёзно «порезанное» кино мечты, в котором оригинальный посыл Герберта был не очень-то и к месту. Но фильм Вильнёва — это и есть «Дюна».

«Дюна» выйдет в российский прокат 16 сентября, за месяц с лишним до релиза в США, где фильм выпустят как в кинотеатрах, так и в сервисе HBO Max.