Объемы операций «умеренно» сократятся по сравнению тем, что было в предыдущие два квартала, объявил ЕЦБ по итогам заседания в четверг.
Регулятор не уточняет сумму, но подчеркивает, что верхний лимит программы и дата окончания остаются неизменными — 1,85 триллиона евро до марта 2022 года.
С начала пандемии ЕЦБ залил в рынки 3,6 триллиона евро, скупая государственные облигации и обеспеченные активами бумаги. Его баланс раздулся до рекордных 8,2 триллиона евро, или 80% ВВП еврозоны и продолжает увеличиваться со скоростью 80-100 млрд евро в месяц.
Эта сумма уменьшится примерно на 20 млрд евро, оценивает экономист ING Карстен Бржески. «ЕЦБ наконец-то начинает догонять реальность, в первую очередь по инфляции», — говорит он.
Оставив неизменными процентные ставки (0% по кредитам и минус 0,5% по депозитам), европейский регулятор повысил прогнозы по инфляции на текущий год и следующие два: с 1,9% до 2,2% в 2021-м; с 1,5% до 1,7% — в 2022-м, с 1,6% до 1,7% в 2023-м.
По итогам августа потребительские цены в Германии выросли рекордно с 1993 года (+3.9%), а промышленная инфляция в зоне евро стала беспрецедентной за всю историю блока: производители подняли цены на 12%.
На пресс-конференции глава ЕЦБ Кристин Лагард подчеркнула, что снижение выкупа является лишь «рекалибровкой» денежной политики на ближайшие три месяца, а не «сворачиванием», которого так боятся рынки.
«Леди не сворачивает», — сказала Лагард, перефразируя знаменитую цитату Маргарет Тэтчер «леди не поворачивает назад».
«Мы одобрили единогласно регулирование темпов закупок, чтобы достичь цели в создании благоприятных условий финансирования», — сказала Лагард, добавив, что судьба PEPP будет обсуждаться на декабрьском заседании.
Отказаться от политики «печатного станка» ЕЦБ быстро не сможет: если в США речь идет о сворачивании QE целиком, то в Европе, скорее всего, этот процесс будет поэтапным и нерешительным и может растянуться вплоть до 2023 года, прогнозирует Бржески.