Контракты на ноябрь, в полдень достигавшие 970 долларов, спикировали на 171 доллар и также закрыли день чуть ниже 800-долларовой отметки.
Газ с поставкой в марте — в конце отопительного сезона — утром стоил 888 долларов за тысячу кубометров, а к концу торгов — 739 долларов, сбросив в ходе торгов 17%.
На помощь европейскому рынку, где газ подорожал на 300%, а электроэнергия — вдвое, придет второй крупнейший поставщик — Норвегия.
Потоки норвежского газа схлопнулись из-за профилактических работ на месторождениях. Но среда была пиковым днем сокращения поставок из-за профилактики, говорит аналитик Refinitiv Уэйн Брайан. Теперь до конца года норвежский экспорт будет восстанавливаться, пишет Bloomberg.
В августе Норвегия экспортировала 9,4 млрд кубометров газа — на 15% больше, чем годом ранее. Национальная газодобывающая корпорация Equinor будет наращивать добычу всеми возможными способами и планирует удовлетворить спрос, заявила Reuters в среду финансовый директор компании Ульрика Ферн. Поставки сжиженного газа в Европу также начали увеличиваться после того, как цены догнали уровни Азии, куда летом уходила львиная доля свободного СПГ.
По данным Kpler, компании отслеживающей танкерные перевозки, в августе Евросоюз получил 4,98 млн тонн сжиженного газа — на 6% больше, чем в июне. Сентябрьские поставки сохранятся на этом же уровне, оценивает Kpler.
Тем не менее, газовый кризис в ЕС еще далек от разрешения, и пока не прояснится ситуация с поставками из России, цены могут продолжить рост, пишут аналитики Energi Danmark: хотя «Газпром» вернул к нормальным уровням прокачку по трубе «Ямал-Европа», запасы газа в ПХГ к началу отопительного сезона остаются рекордно низкими — чуть больше 70%.
По данным ФТС, в июле «Газпром» на 10% сократил экспорт газа, в августе резко уменьшила прокачку по маршруту через Белоруссию и Польшу, а начиная с сентября на 12% урезал транзит через Украину.
В конце августа, после того как суд Дюссельдорфа отказался выводить «Северный поток-2» из-под газовых правил ЕС, «Газпром» прекратил продажи газа на своей электронной торговой платформе, где клиенты могли «добрать» объемы сверх заложенных в долгосрочные контракты.
Оправдается ли агрессивная стратегия Кремля на продавливание «Северного потока-2», остается неясным.