Как сообщил в четверг ЦБ, за январь-ноябрь 2021 года чистый вывоз капитала частным сектором составил 73,9 млрд долларов, в 1,5 раза превысив показатель за тот же период прошлого года.
В виде оттока Россию покинуло две трети условной валютной прибыли, которую заработала экономика. ЦБ оценил ее в 111,4 млрд долларов — на таком уровне оказался профицит текущего счета платежного баланса (то есть разница между основными валютными потоками в страну и из нее).
Словно решето, которое невозможно наполнить, российская экономика продолжает протекать валютой на десятки миллиардов долларов, и чем больше экспортной выручки поступает в страну — тем выше становится отток.
Почти половину итоговой суммы обеспечивают операции крупного бизнеса, который выводит деньги в виде прямых инвестиций в капитал офшорных структур.
Накопленным итогом за 12 месяцев такой отток составил около 30 млрд долларов, оценивает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.
Несмотря на политику деофшоризации, апелляции к патриотизму и угрозы уголовных дел, компании от малых до больших продолжают парковать деньги на Кипре и в других популярных юрисдикциях. Структура и динамика потоков капитала указывает на низкий аппетит к капиталу внутри страны, а вместе со внешними ограничениями это давит на рубль и держит недооцененным, говорит Долгин.
Физические лица также подключились к оттоку на фоне биржевого бума, охватившего, по данным МосБиржи, уже больше 20% трудоспособного населения страны.
За три квартала 2021 года россияне вложили 616 млрд рублей в покупку иностранных акций, а накопленным итогом с начала 2020-го — 1,09 триллиона. Это в 12 раз больше, чем за предыдущие два года (90 млрд рублей), но пока конца этого тренда не видно. «Российские инвесторы активно инвестируют в мировые рынки, и этот канал оттока капитала, вероятно, сохранится», — прогнозирует Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.
Покупки российских акций частными инвесторами также оборачиваются оттоком капитала: приходящие на биржу россияне де-фактов покупают бумаги у нерезидентов, которые, по данным ЦБ, выступают главными продавцами весь год, а за январь-октябрь вывели с рынка 5 млрд долларов.
«Если сравнить частный отток с приростом рублевой денежной массы, то инвесторы больше половины средств, заработанных в России, вкладывают в иностранные активы», — говорит управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев.
Впрочем, государство подает им пример, направляя каждый десятый рубль доходов бюджета в валюту и золото для наполнения ФНБ.
Согласно закону о бюджете, в 2022-24 гг Минфин планирует отправить в ФНБ еще 112 млрд долларов. В такую сумму оцениваются нефтегазовые доходы казны от цены барреля выше планки отсечения (43 доллара в текущем году).