Глава Комиссии по правам человека Палаты представителей Конгресса США считает, что для предъявления президенту России обвинений в военных преступлениях уже собрано достаточно фактов
Власти США официально объявили о том, что рассматривают многие действия российской армии в ходе ее вторжения в Украину как военные преступления. Об этом 23 марта объявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
В специальном заявлении Блинкена, сделанном по этому поводу, сказано, что «существуют многочисленные заслуживающие доверия сообщения как о неизбирательных атаках и атаках, направленных против гражданского населения, так и других злодеяниях». Согласно заявлению, российские войска уничтожали жилые дома, больницы, школы, торговые центры, машины скорой помощи, в результате чего были убиты и ранены тысячи мирных жителей.
В Конгрессе США также уже начата работа по сбору доказательств того, что Россия совершает в Украине военные преступления и преступления против человечности – совсем недавно конгрессмены слушали доклад руководителя расследовательской организации Bellingcat Христо Грозева о подтвержденных фактах обстрелов российской армией мирных жителей Украины.
Председатель Комиссии по правам человека Палаты представителей Конгресса США, республиканец от штата Нью-Джерси Кристофер Смит (Christopher Smith) в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что первым обвиняемым в международном трибунале по военным преступлениям в Украине мог бы стать сам президент России Владимир Путин.
Данила Гальперович: Можно ли считать действия, которые российская армия совершает в Украине в ходе своего нападения, военными преступлениями?
Кристофер Смит: Нет сомнений в том, что там каждый день совершаются военные преступления, в том числе изнасилования и убийства. Людей вынуждают бежать от военных действий, им якобы открывают гуманитарные коридоры, а потом обстреливают тех, кто пытается через эти коридоры уйти в безопасные места. Путин — военный преступник, и я бы настаивал на том, что обвинения ему могли бы быть предъявлены уже сейчас, мы уже проводили слушания по этому поводу в Конгрессе. Можно воспользоваться несколькими путями: через Международный уголовный суд, несмотря на всю его традиционную медлительность, или через Генеральную ассамблею ООН, где у России нет права вето. Генассамблея могла бы определить структуру такого трибунала и назвать первого обвиняемого — Владимира Путина. И это было бы мощным сигналом. Я недавно видел статью в New York Times о том, что внутри путинского «ближнего круга» растет недовольство его действиями, и если однажды одни осознают, что не только сам Путин является военными преступником, но и другим людям также будет предъявлено обвинение, то они могут захотеть избежать перспективы быть обвиненными в соучастии его преступлению – этому совершенно жуткому вторжению в Украину.
Д.Г.: Вы – поборник международной юстиции, и последовательно отстаиваете возможность привлечения виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности к международному суду. Но как это возможно в отношении России? Это же не Нюрнбергский процесс, Россия, во всяком случае, пока, не является проигравшей войну страной, у нее есть ядерное оружие – как вы привлечете ее к суду?
К.С.: Я верю, что сам факт предъявления обвинения и сбор дополнительных доказательств для предъявления последующих обвинений, еще более масштабных, может оказать на российские власти эффект «холодного душа». Многие россияне выходят на улицы с протестом и открыто осуждают эту войну, несмотря на очень жесткие действия полиции, и среди них есть и журналисты, и я благодарю их за мужество. Если Путин будет обвинен официально, это может повлиять на ситуацию. Это мне напоминает нападение Гитлера на Польшу. Были ли какие-то сомнения в том, что Польша подверглась нападению по прямому приказу Адольфа Гитлера? Нет, никаких. И это сравнение сейчас вполне применимо к Владимиру Путину. Он будет официально назван военным преступником в обвинении, и это может многое изменить. Не надо ждать, пока все эти события закончатся, как это было со Слободаном Милошевичем или Чарльзом Тейлором, президентом Сьерра-Леоне. Предъявить Путину обвинения надо сейчас. Свидетельства его преступлений очевидны, реальны, и, к сожалению, их количество будет только нарастать, потому что пока он не останавливается.