О том как фабрикуют сюжеты о «проблемах с нашествием беженцев» в Останкино и подогревают ситуацию с мигрантами из Кремля.
The Insider уже писал об уголовном деле, которое могут возбудить в отношении главы берлинского Бюро Первого канала Ивана Благого за разжигание розни после его материала о якобы похищенной и изнасилованной мигрантами девочке (и то, и другое полиция опровергла) и после прозвучавших в этом сюжете слов о необходимости «отвечать на насилие насилием».
В действительности такой репортаж был далеко не единственным – российское телевидение поставило сюжеты о мигрантах в Европе на конвейер, причем эта новостная артиллерия сопровождается антимигрантскими митингами по всей Германии с участием русской диаспоры. The Insider разобрался в том как и кем организуются такие митинги и как фабрикуются сюжеты для российских СМИ.
Вот типичный сюжет об апокалипсисе в ЕС, вышедший на канале «Звезда» 14-го января под заголовком «Европа. Парадокс толерантности».Одним из ключевых комментаторов в этом сюжете выступает некая «Виктория Шмидт», которая с дрожью в голосе рассказывает про бесчинства мигрантов в Германии, про то как ей приходится носить с собой газовый баллончик и как она с мужем планирует вернуться в Россию, так как жить в Германии становится просто опасно.
Настоящее имя этой «Виктории Шмидт» — Наталья, она действительно живет в Ганновере и занимается тем, что помогает российским телеканалам — в том числе и крупнейшим федеральным телеканалам — фабриковать подобные сюжеты за небольшую плату (около 500 евро). Корреспондент The Insider, представившись продюсером одного из телеканалов связался с Натальей и выяснил, как устроен этот прибыльный бизнес.
Наталья, конечно, далеко не единственная, кто занимается в Германии фабрикацией «страшилок» о Европе. Желающих заработать легкие деньги на фейках – хоть отбавляй. The Insider без труда нашел и другого такого успешного организатора, работающего с госканалами – оператора Олега Черкасова. То, что корреспондент The Insider (под видом продюсера телеканала) предупреждает, что история о домогательствах мигрантов может быть недостоверной, его не смущает. И ценник у Олега Черкасова скромнее – 200 евро. Что ж логично, ведь Наталья предлагает и свои сюжеты, и героев и саму себя, в конце концов, а Олег Черкасов только снимает сюжет.
А как быть с теми митингами против мигрантов, пусть и немногочисленными, но прокатившимися по всей стране, ведь не могут же российские журналисты и такую массовку создавать? На самом деле — могут. И делается это, как удалось выяснить The Insider, достаточно просто. Сначала создается повод — коим, на этот раз стал инцидент с 13-летней русской девочкой: российские СМИ массированно распространяют ложную информацию о «похищении и изнасиловании», приправляют это комментариями о якобы «полном бездействии» немецких правоохранителей и замалчивании ситуации в немецких СМИ, а затем герои их сюжетов заявляют, что надо «отвечать на насилие насилием». Русскоязычная диаспора в Германии (порядка 6 миллионов человек) смотрит российские телеканалы в Германии и становится целевой аудиторией для немецких неонацистов. The Insider уже писал о митингах неонацистской партии НДПГ, митинги которой «синхронизированы» с российской информационной кампанией, но в Германии есть и еще одно маргинальное неонацистское движение — Пегида (Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes, PEGIDA), существующее с 2014 года, которое пошло еще дальше, инкорпорировав в свои агитаторы представителей русской диаспоры.
Пегида, казалось, уже была близка к исчезновению через год после своего появления, после того как 21 января 2015 года основатель движения Лутц Бахман подал в отставку в связи со скандалом, который вызвали его фотографии в образе Гитлера, а также пост в Facebook c фотографией человека, одетого в форму Ку-клукс-клана в сопровождении слогана «Three Ks a day keeps the minorities away».
Основатель движения Пегида Лутц Бахман
Но вот теперь, в 2016 году движение получило новое рождение — и неожиданно за счет русской диаспоры. Сразу во многих городах Германии были организованы акции, с привлечением русской диаспоры, поводом для которых была 13-летняя девочка, а основными выступающими — русские функционеры Пегиды, выступавшие на русском же языке. Вот как описал The Insider один из свидетелей такого митинга в Ганновере (он попросил его имени не называть):
«Сначала была рассылка по Facebook и смс, с призывами прийти на митинг, я получил 6 раз вот такие сообщения:
В Ганновере пришло примерно человек 500. И какие-то казаки, и националисты, несли какую-то невероятную ахинею. Одна выступавшая представилась «родственницей и близкой знакомой семьи пострадавших», а одна из ее знакомых случайно ее выдала — в реальности она функционер Пегиды. Из 6 выступавших трое были из Пегиды. Выступал еще еврейский мужичёк в ковбойской шляпе из Немецко-русского общества, в начале у него было как по маслу, дальше заговорился и стал рассказывать про друга из Израиля, который ненавидит арабов, а потом заявил, что мы тут все немцы, нам нужен немецкий порядок, немецкая культура, немецкий закон. Люди пришли на митинг запуганные всеми этими новостями и их тут обрабатывают и прямо со сцены агитируют вступать в Пегиду».
В распоряжении The Insider оказалось видео с этого митинга, где, действительно, видно как некая русскоязычная женщина агитирует в поддержку Пегиды, причем видно, что немецкий язык ей дается с трудом:
Немецкие власти пытаются вступать в диалог с русской диаспорой. Вот на аналогичной демонстрации в городе Лар (население около 40 тыс. человек) бургомистр пытается поговорить с собравшимися и с трудом перекрикивает толпу:»Сейчас вы спрашиваете, как можно в наш маленький Lahr направить 1000 беженцев? Но я вам напомню, что раньше многие местные жители спрашивали, как мы можем позволить поселить к нам 9 000 переселенцев из бывшего Советского Союза. Да, было сложно, потребовались годы работы, чтобы люди приняли эту ситуацию. Но мы сделали это, и я считаю это правильным, в конечном итоге все мы оказались в выигрыше».
Многие русские эмигранты шокированы происходящим не меньше других жителей Германии — если раньше русские могли гордится тем, что избавили Германию от нацистов, то теперь они опасаются, что скоро сами будут ассоциироваться в глазах немцев с маргинальными неонацистскими партиями, что несправедливо — митинги Пегиды очень малочисленны, они собирают по нескольку сотен человек (притом что митинг в поддержку мигрантов в одном только Берлине собрал несколько десятков тысяч, среди которых было немало русских). То, как ситуация будет развиваться дальше, во многом зависит от российских телеканалов. «Российское телевидение сейчас — это главный источник шовинистической и ксенофобской пропаганды для достаточно большой части русскоязычной аудитории» — поясняет The Insider художник Дмитрий Врубель, живущий сейчас в Берлине. Но повестка теленовостей меняется резко: еще недавно два из трех новостных сюжетов федеральных телеканалов были посвящены «зверствам фашистов в Новороссии», затем «уничтожению штабов ИГИЛ в Сирии», теперь же все новости касаются исключительно «жителям ЕС, страдающим от гнета мигрантов». Многие надеются на то, что рано или поздно эта тема также должна себя исчерпать и русские неонацисты снова начнут терять свою поддержку.
Leave a Reply